Смекни!
smekni.com

Детское чтение, как педагогическая проблема (стр. 3 из 8)

В результате огромной работы Н. Ф. Бунакова в Петинской народной школе училась преобладающая часть крестьянской детворы. Н. Ф. Бунаков отмечал, что школа должна удовлетворять интересы и потребности народных масс[11, с.434].

Многолетняя работа Н. Ф. Бунакова по обучению и воспитанию крестьянских детей была частью его разносторонней просветительской деятельности среди народа [11, с.440].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824 – 1876) рассматривал воспитание детей как единый, специально организованный процесс формирования и развития личности. Важную роль в этом процессе он отводил чтению. В своих книгах «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) он стремился дать детям в определённой системе материал для чтения, развивающий целостное и по возможности всестороннее представление о действительности [19, с.46].

В педагогическом наследии К. Д. Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», – писал он в статье «Воскресные школы».

Эффективно, по мнению К. Д. Ушинского, то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения [19, с.46].

Педагогические идеи К. Д. Ушинского настойчиво защищал и развивал педагог-демократ, просветитель В. И. Водовозов (1825 – 1886). Главное, считал педагог, что характеризует литературное произведение, это содержательность и правдивость, наличие в нём определенного круга общеобразовательных знаний, грамотное, ясное, чёткое и простое изложение. Этим требованиям отвечают написанные В. И. Водовозовым книги для внеклассного чтения: «Детские рассказы и стихотворения», «Рассказы из русской истории», «Книга для первоначального чтения» она рекомендовалась и для чтения в семье [19, с.48]. Особый интерес вызывает, на сегодняшний день, методическое пособие, составленное педагогом к названной книге. В нём дана «система живого разговора, занимательного для детей». Вопросы к беседе о прочитанном расширяли кругозор ребёнка, нацеливали на эстетическое восприятие, на сознательное понимание прочитанного.

В трудах В. И. Водовозова содержатся рекомендации по работе с иллюстрациями, не потерявшие своей ценности и сегодня. Он утверждал, что иллюстрации могут быть полезны в тех случаях, если они «дополняют детские наблюдения», «оживляют в воспоминании уже прежде виденные предметы», «дают особую группировку, особое положение, какого ребёнку не случалось наблюдать в действительности», «изображают не виденные ребёнком предметы, но понятные после предварительных наглядных объяснений». Педагог советовал, возбудив любознательность ребёнка иллюстрациями, давать затем читать книгу.

Плодотворная разработка вопросов детского чтения связана с именем прогрессивного педагога Н. А. Корфа (1834 – 1883). Единомышленник и последователь К. Д. Ушинского, он творчески использовал книгу К. Д. Ушинского «Родное слово». Сам составил книгу для чтения «Наш друг» (1871), которая была предназначена учащимся земских народных школ. Книга, адресованная в основном крестьянским детям, давала им достоверные знания об окружающем мире. Книга включала произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, и др [19, с.50].

В период 70-х – 80-х годов XIX века развитие педагогической мысли в области детского чтения связано с деятельностью талантливого учителя-словесника В. П. Острогорского (1840 – 1902). В предисловии к своей книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» он писал о «громадной пользе, какую приносит детям чтение художественных произведений лучших писателей родной литературы для эстетического и нравственного развития детей, для образования и знакомства с жизнью вообще» [19, с.50].

Как и его предшественники, В. П. Острогорский отмечал наиболее доступные для восприятия младшими школьниками произведения фольклора разных народов: «Вечно юные произведения наиболее даровитых народов древности, как индийцы, персы, греки, отчасти римляне, задушевная поэзия Франции (Роланд), простодушная сказка германца (Гримм) и угрюмого на вид, но тонко чувствующего финна, сказка и былина национальная русская». На таком литературном материале предлагал педагог начинать этико-эстетическое развитие младших школьников.

В. П. Острогорский утверждал, что с раннего детства в круг чтения должна входить национальная литература, целесообразно знакомить детей с биографиями И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.

Педагогическая общественность того времени высоко ценила заслуги В. П. Острогорского, считала его новатором в интерпретации художественной литературы как воспитательно-образовательного процесса.

В. П. Острогорскому принадлежит исключительная роль в разработке проблем эстетического воспитания младших школьников как читателей. Он обосновал теорию и методику литературно-творческого развития юных читателей, ввёл такие понятия, как «искусство читать», «формировать речевую культуру», «осмысливать текст».

Значительную роль в развитии желания к чтению у учащихся В. П. Острогорский отводил школьной библиотеке. Выдающийся деятель XIX века советовал создавать библиотеки с помощью учеников, привлекать их к работе в качестве библиотекарей. «Пусть эта должность библиотекаря будет между учащимися почётной и желаемой, – писал В. П. Острогорский. – Пусть и сами ученики приучаются уважать книгу как серьёзную, полезную для них самих» [19, с. 51 – 52].

Вклад В. П. Острогорского в разработку проблем детского чтения велик. Система отбора художественной литературы, предложенная педагогом, – итог многолетних наблюдений и глубокого изучения интеллектуальных, эстетических возможностей учащихся.

Н. А. Добролюбов (1836 – 1861) исследовал содержание чтения юного поколения в новых исторических условиях, когда нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». В таких условиях главной задачей воспитания Н. А. Добролюбов считал «возможно, полное и правильное развитие личной самостоятельности ребёнка и всех его духовных сил» [19, с.42].

Н. А. Добролюбов отмечал, что в чтении юного поколения должна быть представлена самая разнообразная литература, но всегда «поставленная в такую систему», «такие сочетания», которые в совокупности позволяют ребёнку разумно определять своё отношение к миру, проходить органический путь «возвышения понятий» – от идеи своего народа и государства до идеи народа и государства вообще и, наконец, до идеи человечества. Освоение произведений в такой системе, по мнению Н. А. Добролюбова, требует помощи и педагогического руководства.

И на сегодняшний день у многих педагогов мира вызывает интерес подход Н. А. Добролюбова к оценке исторических книг, и их роли в воспитании подрастающего поколения. Он был убеждён в необходимости представлять ребёнку исторические факты в определённой системе, научно доказательно. С учётом детского восприятия раскрывать историю в живых картинках исторических событий, в образах исторических деятелей. Творческие поиски Н. А. Добролюбова в области детского чтения не только обогатили педагогическую мысль XIXвека, они были устремлены в будущее и поэтому так значительны для нашего времени [19, с.43].

В.Г. Белинский сформулировал требования к содержанию и специфике детского чтения. Он доказывал необходимость ориентировать чтение на развитие чувств, воображения. В. Г. Белинский утверждал, что книга для детей должна быть занимательной, дарить радость, наслаждение, будить любознательность. В. Г. Белинский раскрыл и отстоял в борьбе с реакционной критикой и официальной охранительной педагогикой непреходящую силу нравственно-эстетического воздействия на детей отечественных писателей. Истинным воспитателем детей В. Г. Белинский считал В. Ф. Одоевского. Он горячо приветствовал «Русские сказки дедушки Иринея», пробуждающие у юных читателей любознательность, наблюдательность и любовь к природе. Особую роль в формировании гражданских чувств критик отводил историко-художественной литературе, полагая, что она даст юному гражданину примеры «великих действий представителей человечества» [11, с.39].

Эффективность воспитательного воздействия книги, по мнению В. Г. Белинского, во многом зависит от целенаправленного руководства чтением, которое основывается на умении воспитателя разобраться в литературных произведениях, на всестороннем знании читателя-ребёнка.

В наследии В. Г. Белинского современные педагоги и библиотекари до сих пор находят актуальные идеи в области детского чтения. Признание литературы действенным средством социального, гражданского воспитания и разностороннего развития личности, разработка круга по вопросам психологии чтения, определение исходных педагогических требований к руководству чтением – всё это позволяет В. Г. Белинскому по праву считаться основоположенником педагогики детского чтения в России [11, с.40].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: вышеперечисленные и представленные в этой части данной работы выдающиеся деятели XIX века вели творческие поиски и активную работу в области детского чтения и понимали актуальность и приоритетность данного направления для развития всей страны в целом. И сегодня многие из этих направлений в области детского чтения, до сих пор актуальны для всего мирового педагогического и библиотечного сообщества.

Подведя итоги по всей главе данной работы, можно сделать следующие выводы: детское чтение в России в XVIII – XIX века не стремительно, но всё же развивалось. В этот период времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII – XIX веков и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения. Выдающиеся деятели XIX века вели творческие поиски и активную работу в области детского чтения и понимали актуальность и приоритетность данного направления для развития всей страны в целом. И сегодня многие из этих направлений в области детского чтения, до сих пор актуальны для всего мирового педагогического и библиотечного сообщества.