Содержание
Введение
1. Небольшой экскурс из истории театра
2. История создания Рязанского театра Драмы
3. Репертуар Рязанского театра Драмы
Заключение
Список литературы
Введение
Основан в 1787 при содействии поэта и государственного деятеля Г.Р.Державина под названием Оперный Дом.
Содержался на государственные средства (местного Приказа общественного призрения).
В 1836 поставлен "Ревизор" Н.Гоголя, в 1840 впервые на провинциальной сцене появился "Гамлет" У.Шекспира, главную роль в котором исполнял трагик П.С.Аксаков.
В 1862 построено каменное театральное здание.
В 1874-1875 помощником режиссера здесь служил В.А.Гиляровский. В Рязань приезжали А.И.Южин, М.Н.Ермолова, А.А.Яблочкина, П.Н. Орленев, К.С.Станиславский, Ф.И.Шаляпин. В 1919 стал называться Рязанский советский театр, первый спектакль — "Враги" по пьесе М.Горького.
В 1937 преобразован в областной театр. В этот период здесь работала актриса Московского Камерного театра А.Л. Миклашевская.
В 1941 был эвакуирован в г. Бузулук.
В 1948-1953 коллективом руководил А.И. Канин, поставивший здесь почти все пьесы М.Горького и удостоенный в 1951 Сталинской премии.
С 1951 по 1954 в театре работал А.В.Эфрос. В 1970-1987 главным режиссером был Н.С.Вознесенский.
1. Небольшой экскурс из истории театра
Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века – «потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения – «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры[1]. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряжение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков. Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.
Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.
Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов. Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы.
В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.
2. История создания Рязанского театра Драмы
Рязанский государственный областной театр драмы - русский театр, один из старейших в России. Основан при содействии Г.Р.Державина в 1787 под названием «Оперный дом». Впервые упоминается в донесении сенаторов графа А.Воронцова и А.Нарышкина об осмотре Рязанской губернии от 5 марта 1787 и подтверждается документами Рязанской казенной палаты. До середины 19 в[2]. Рязанский театр был одним из немногих стационарных театров российской провинции. Среди показательных постановок того времени – Отелло У.Шекспира (1821), Волшебный стрелок Г.Вебера (1829), Ревизор Н.В.Гоголя (1836), Керим Гирей – крымский хан, инсценировка А.Шаховского поэмы А.С.Пушкина Бахчисарайский фонтан (1837), Гамлет Шекспира (1840), поставленный впервые на провинциальной русской сцене. С открытием «Оперного дома» Рязань стала одним из крупных гастрольных центров. На рязанской сцене выступали актеры императорских театров И.Дмитревский, В.Живокини, популярные провинциальные актеры Е.О.Петров, М.Т.Иванов-Козельский. В 1860 гастролировал знаменитый американский трагик Айра Олдридж. Особенно был богат гастрольными событиями период на рубеже 19–20 вв.
В 1862 «Оперный дом» получил статус городского драматического театра. В репертуаре главное место занимала драматургия А.Н.Островского. В 1880–1890-е годы неоднократно гастролировал Малый театр, корифеи «Дома Островского» М.Щепкин, П.Орленев, М.Тарханов, братья Адельгейм, А.Юдин, М.Еромолова, А.Яблочкина нередко выступали в спектаклях рязанской труппы. С рязанской провинциальной сценой связана судьба основателя знаменитой династии актеров Малого театра П.М.Садовского. Здесь выступали К.С.Станиславский, Ф.Шаляпин, М.Петипа, писатель В.Гиляровский, оставивший в своих воспоминаниях яркие картины жизни рязанского театра 1870-х годов.
3. Репертуар Рязанского театра Драмы
На рубеже веков рязанский городской театр становится выразителем новых прогрессивных направлений сценического искусства, осуществляет постановки пьес, проникнутых передовыми идеями своего времени. В 1899, через несколько месяцев после триумфальной премьеры в Московском Художественно-общедоступном театре, пьеса А.П.Чехова Чайка была поставлена на сцене Рязанского городского театра. В этот период Рязанский театр оказывал значительное влияние на просвещение массового зрителя. Представления давались не только на сцене городского театра, но и на любительских подмостках в уездных городах. С большим успехом шли пьесы М.Горького Дети солнца, На дне, Мещане, Васса Железнова, историческая драма А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович, Плоды просвещения Л.Н.Толстого, Преступление и наказание по Ф.М.Достоевскому, Свадьба Кречинского А.В.Сухово-Кобылина, Дети Ванюшина С.Найденова.
В первое десятилетие 20 в. рязанский театр обратился к современной драматургии. Широко ставились пьесы Л.Андреева, Д.Мережковского, Г. Гауптмана, А.Стриндберга, М. Метерлинка. В творческое развитие театра вносили свою лепту известные антрепренеры М.В. Лентовский, С.В.Василевская, А.И. Киенская-Лебедева, Н.А.Озеров, основавший в Рязани Ибсеновский театр (сезон 1907–1908), который стремился проводить в жизнь принципы Художественного театра. С середины 1920-х годов на сцену театра приходит лучшее, что было создано советской драматургией. Первым успехом был спектакль Шторм по пьесе В.Билль-Белоцерковского (1926). Одним из первых в стране театр поставил Мандат Н.Эрдмана, Авангард В.Катаева, Интевенцию Л.Славина, Любовь Яровую К.Тренева, Разлом Б.Лавренева. С образованием Рязанской области в 1937 городской театр был преобразован в областной, что позволило привлечь значительные творческие силы. Об уровне театра свидетельствовали крупномасштабные постановки конца 1930-х годов: На дне, Отелло и Гамлет, Мария Стюарт Фр.Шиллера, Горе от ума А.С.Грибоедова, Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского. В течение двух сезонов на рязанской сцене работала актриса Камерного театра А.Миклашевская, адресат лирики С.А.Есенина.
В канун и в годы Великой Отечественной войны в театре шли Чапаев по Д.Фурманову, Нашествие Л.Леонова. Одним из первых в стране рязанский театр поставил пьесы К.Симонова Парень из нашего города, Русские люди, Жди меня. Вернувшись из эвакуации, коллектив театра шефствовал над воинскими частями, актеры выступали на призывных пунктах, в госпиталях, в составе двух фронтовых бригад выезжали на передовую. Послевоенное время рязанского театра было связано с именем ученика Станиславского, заслуженного артиста РСФСР А.И.Канина, поставившего в 1950-е годы такие значимые спектакли, как Дядя Ваня Чехова, Дворянское гнездо по роману И.С.Тургенева, Егор Булычев и другие Горького, Пушкин А.Глобы. За постановку спектакля Мещане по пьесе Горького режиссер Канин был удостоен в 1951 Государственной премии. Этапным для театра драмы стал спектакль Оптимистическая трагедия Вишневского (1956, реж. В.Токарев). Заметный след в театральной истории Рязани оставил заслуженный деятель искусств РСФСР, главный режиссер театра в 1958–1962 Д.М.Манский. Среди его лучших спектаклей Власть тьмы Л.Толстого, Третья патетическая Н.Погодина, Три сестры Чехова, Лес Островского.
С 1951 по 1954 в театре работал режиссером-постановщиком заслуженный деятель искусств РСФСР А.В.Эфрос, поставивший на рязанской сцене спектакли Собака на сене Л.де Вега, Любовь Яровая Тренева, Девицы-красавицы А.Симукова, Горячее сердце Островского, Любовь на рассвете Я. Галана, Когда ломаются копья Погодина, Камни в печени А. Макаенка. С 1941 по 1974 главным художником театра драмы был заслуженный художник РСФСР С.К.Исаев, оформивший более двухсот спектаклей. Среди его лучших работ – Дворянское гнездо (1949) и Месяц в деревне (1968) Тургенева, Враги (1967, Диплом Всероссийского фестиваля горьковской драматургии) Горького, Живой труп (1964) Л.Толстого, Униженные и оскорбленные (1965) по Достоевскому, Горячее сердце (1953) и другие. В труппе тех лет актеры Ф.Белопольский, М. Брылкин, Воронцова, А. Голубева, Н. Закиев, Н.Козлов, М. Урухина, Д. Числов, В. Сперантова, Н.Боголюбов, Д.Орлов, Э.Гарин, Н.Яковлев.