Смекни!
smekni.com

Диалог культур (стр. 4 из 4)

В XX в. научно-технологическая культура Запада распространилась по всему земному шару. Незападные культуры теперь стоят перед дилеммой: раскрыться ли перед западной культурой или замкнуться и продолжать следовать традиционными путями, сохраняя привычный образ жизни, занятия и культы.

Западная культура индивидуалистична и персоноцентрирована. Она считает священными личностные ценности, свободу и стремление к счастью. Природа и все остальные существа приуготовлены главным образом на благо человеку. К тому же западная культура прагматична: она отметает значительную часть из того, что нельзя видеть или схватить, — т.е. то, что не может быть «предъявлено» руке или глазу.

В последние годы, несмотря на «кока-колонизацию» и «макдональдизм», ценности и понятия западной культуры начали наталкиваться на сопротивление. В Южной Америке возникла новая разновидность культурного национализма. Латиноамериканцев возмущает их зависимость от Северной Америки, они выражают недовольство своей ролью получателей, а не создателей культурных течений, формирующих современный мир. Доминирование иностранной культуры переживает агонию и в умонастроениях образованных арабов, воспринимающих западную традицию как элемент гегемонии Запада над их странами. Арабы сознают себя пассивной стороной интеркультурного диалога, связывающего их почти исключительно с Западной Европой и Северной Америкой.

Индия и страны Южной Азии, хотя и продолжают контакты с британской культурой, ассимилируя многие ее отличительные особенности, стали активно отстаивать свое собственное культурное наследие. В России накоплен обширный исторический опыт амбивалентного отношения к западной культуре; такое отношение сохраняется и поныне. Его главные особенности — восхищение достижениями Запада как в области технологии, так и в области высокой культуры, но одновременно — опасение, что эти достижения могут подавить русское культурное наследие и тем самым лишить русский народ его самобытности.

Каким образом все эти столь различные культуры могут сосуществовать на нашей небольшой планете, где все взаимосвязано, — большая загадка. Ясно, что каждой культуре нужно самостоятельно развиваться, уважая свои корни и традиции, но в то же время эволюционируя к ценностям и взглядам, которые позволяют жить в гармонии с другими культурами и природой. Таково основное требование устойчивого развития мировой культуры. Столкновение между культурами чревато для мира в глобальном масштабе более серьезной угрозой, чем вооруженный конфликт между какими-нибудь нациями-государствами.

Список использованных источников

1. Суслова Т.И. Культурология: Учебное пособие. – Томск. 2001.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М. 1990.

3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры.- Ростов на

Дону. 1979.

4. Кууси П. Этот человеческий мир. - М.1988.

5. Мид М. Культура и мир детства. - М. 1988.

6. Тайлор Э. Первобытная культура. - М..1989.

7. Эрвин Ласло. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие/ Экология и

жизнь. – М. 1996. Пер. с англ. Ю.А. Данилова.

8. Цивилизации. Выпуск 2. - М. 1993.

9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М. 1977.

10. Э.А.Орлова, А.И. Арнольдов. Структура культуры и человек в

современном обществе - М. 1987.