Как и у обских угров, у саамов часть жилища за очагом считалась священной. Там было чистое место, огороженное с трех сторон поставленными на ребро досками. В этом закутке хранились запасы пищи, амулеты, посуду, идолов, а позже - икону. Переступать границу сакрального места не разрешалось никому.
Саамы имели четкое распределение пространства в веже по социальному признаку. Самое почетное место главы семейства находилось по правую сторону от входа, около чистого места. За ним следовало место хозяйки дома. На левой половине располагались места детей. Если приходил гость, то его сажали на место хозяина, а все другие двигались к входной двери.
В наши дни языческие верования саамов с трудом поддаются реконструкции. Несмотря на то, что христианство было принято ими довольно поздно и при этом значительный пласт языческих воззрений и культов саамы сохранили вплоть до двадцатого века, их первоначальная целостность была утрачена в ходе времени, и они значительно трансформировались под воздействием различных внешних влияний.
Определенная часть дохристианских верований была, видимо однотипной у всех групп финно-угров. Поэтому можно предположить тесную связь язычной мифологии саамов и обских угров (по аналогии типа жилища и зонирования священных мест в доме). Выше рассмотренные представления хантов и манси о трех уровневым строении мира, видимо, присущи и саамам.
С другой стороны существует некая путаница о представлении мифологии лопарей. Нижний, потусторонний мир, где жили души умерших и духи-покровители саамы называли Туот-илмби (другой мир). Этот мир находился под землей, хотя есть записи, сделанные у восточных лопарей, что мир мертвых был, напротив, на небе, среди звезд, причем люди, погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возникло из крови этих жертв.
Средний мир был земным, там жили люди и животные, а верхний мир - небо - принадлежал божествам. При этом у всех саамов существовало представление о том, что неподвижная Полярная звезда служила опорой, державшей небо, видимо, с помощью столба или неба. Наверное, это обстоятельство и придавало сакральность той маленькой двери, в которую выходили на охоту мужчины.
Недостаток сведений о мифологии саамов не дает нам полного представления о картине мира данной народности. Однако следует признать, что у саамов, так же как и у традиционных народов обских угров, прослеживается непременная связь космоса и жилого пространства дома.
Южная Сибирь - край тюркоязычного населения - алтайцев, телеутов, тубаларов, шорцев, хакасов, тувинцев, тофаларов, и только буряты относятся к монгольской языковой группе. В основном южная Сибирь предстает перед нами как огромная степь, кормящая и дарующая жизнь многим тысячам людей и животным. "Хакасы живут в Минусинской котловине (в верховьях Енисея на реке Абакан, южная часть Красноярского края) и делятся на пять групп: качинцы, сагайцы, бельтиры, кызыльцы и койбалы. Они занимались скотоводством, охотой, земледелием, рыболовством, собирательством.
Их селения (аал) были весенними (частаг), зимними (хыстаг), летними (чайлаг) и осенними (кустег). Зимой они жили на берегах реки, с весны выезжали в степь. Летом жили у родников и рощ, осенью на островах рек" [Соколова З.П., 1998: 123]. Однако в курсовой работе будут рассмотрены жилища, относящиеся только к степному образу жизни.
Как упоминалось ранее, Южная Сибирь включает в себя степную и лесостепную зоны. Эта местность богата и горными возвышениями, покрытыми редкими лесами. Скудная древесная растительность в открытых пространствах вынуждает, людей обходиться практически без строительных материалов при изготовлении жилища.
Как известно, основное население этой части Сибири кочует в степях. Именно тип хозяйства определяет в основном образ жизни, а у рассматриваемого народа доминирует скотоводство. Кочуя с места на место, хакасы, алтайцы, телеуты и другие народы пасут свои огромные стада.
Конь у этих людей является бесспорным помощником во всех делах. Рождаясь, ребенок постоянно видит своего отца рядом с этим прекрасным животным. Мальчики первым делом учатся держаться в седле, а потом уже крепко становятся на ноги. Не удивительно, что практически все детские игры кочевников связаны непосредственным образом с лошадью.
Высокоразвитое скотоводство обусловило этническое лицо, образ жизни, материальную и духовную культуру, мировоззрение в целом тюркских народов. Оно давало основные продукты питания, материал для изготовления одежды, жилища, домашней утвари. Скот обычно круглый год находился на "подножном корму" [Матющенко В.И., 1979: 55, 68-71]. Маршруты кочевания были различны в зависимости от ландшафтных и климатических особенностей территорий расселения этих этносов (степная, горно-степная, таежная зоны).
Решающая роль в хозяйственной деятельности принадлежала мужчине, на плечах женщины лежали все домашние работы: уход за скотом, приготовление пищи и заготовка ее впрок, изготовление войлока и кожаной утвари, выделка овчины шитье одежды и обуви, содержание жилища, воспитание детей. Социальные принципы в основном были аналогичны народам Западной Сибири. Женщина имела статус гораздо ниже, чем мужчина ее рода, она не имела права: прикасаться к охотничьему оружию, называть мужа и его родственников по имени, появляться перед ними без чегедека (алт.: особая безрукавка) и головного убора [Головнев А.И., 1999: 13]. Но были и существенные различия, например, такое обстоятельство, что женщина высоко почиталась внутри семьи.
Основной тип жилища хакасов - нерешетчатая юрта (чарга иб). Эта постройка имела в основе вертикальные столбы с развилками наверху, в другом варианте - колья, поставленные по кругу (См. Прил., рис.3). Венчал конструкцию дома обруч, к которому крепили в наклонном положении шест, шипом соединяющийся с другим наклонным шестом, упирающимся в землю чуть далее нижнего основания сооружения. Наверху эти два наклонных шеста соединялись вторым обручем, к которому крепились жерди конической крыши. Стены юрты изготавливались из сшитой коры или выделанных шкур, прикрытых сверху жердями.
Существовала еще решетчатая юрта (тирмелиг иб, киис иб), основным ее отличием была, складывающаяся как решетка, конструкция. Практически у всех кочевых народов Южной Сибири были похожие элементы жилища.
Разнообразие типов жилищ прямо отражает, разнообразие локальных вариантов хозяйственно-культурных типов местного населения. Поэтому весьма трудно дать характеристику дома в тюркском мировоззрении, не прибегая к обобщенному образу жилища.
Картину мира тюркских народов отличает богатая образность. По представлениям хакасов, восток - это перед, запад - зад, юг - верх, север - низ. Восток у всех южно-сибирских тюрков наделялся положительными качествами. Восток - это, прежде всего, сторона, в которой восходит солнце. Западная же сторона считается страной мертвых душ, ушедших из жизни.
"Другая пара понятий - юг и север - противопоставление не более очевидно. При ориентации лицом на восходящее солнце север оказывается левым, а юг - правым. В тех случаях, когда положение на местности определяется по вертикали, юг трактуется как верх, а север как низ" [Львова Э.Л., 1988: 43].
Существует деление неба, а так же пространства юрты по половому признаку: на мужскую - южную и женскую - северную стороны. По исследованиям Львовой Э.Л., можно сделать вывод о том, что юг, правая сторона, мужское начало, мужская половина в жилом пространстве дома ассоциируются в традиционном мышлении, как что-то положительное, созидающее. "Правым глазом смотри, правое благословение дай" [Львова Э.Л., 1988: 44].
Другая же, совсем противоположная ситуация, обстоит с севером, левой стороной, женским началом. Вся сакральная атрибутика имела место аналогичное хантам и манси. Упорядоченность пространства и времени принадлежит только лишь реальному, среднему миру, где живут люди, и является важнейшей его характеристикой. Однако с помощью тех же оппозиций (верх - низ, правый - левый) описывается весь мир [Львова Э.Л., 1988: 47].
В жилом пространстве юрты, абсолютизация "верха" и "правого" дает картину небесного мира, а совокупность характеристик "низа" и "левого" иллюстрирует нижний мир. Интересно заметить, что порог у хакасов имел положительное начало, под ним жил дух-покровитель юрты. Порог и прилегающее к нему пространство служили переходной зоной между внешним и внутренним миром. В связи с этим, у входа в хакасскую юрту ставился аба тось (медвежий идол), охранявший жилое помещение [Львова Э.Л., 1988: 65].
"Среди качественно разнородных сфер пространства, связанных с жизнедеятельностью человека, дом занимал особое место. Будучи средоточием культуры, этот предметонаполненный ценный объем пространства выступал носителем организующего начала" [Львова Э.Л., 1988: 57]. Жилище было центром Вселенной, от которого, прощаясь со слезами, уходили, и к которому с улыбкой на губах, возвращались. В центре дома, за очагом, находилось священное дерево (кедр, пихта или береза). Дерево олицетворялось с помощником: на него можно облокотиться, когда устал. У дерева просили помощи, считая, что оно является связующим звеном между мирами. В жилище ствол дерева становился реальной опорой, а прислоненные к нему ветки - кровлей и стенами.