В мифе о сотворении мира встречается образ Ворона - Куркыля. Он (или маленькая птичка) проклевал в небе дыру, через которую пробился рассвет. Похитил у злого духа (дочки Келе) мячи с зашитыми в них солнцем, луной и звёздами, расклевав оболочку мячей, освободил светила. По просьбе людей ворон сделал реки, горы, скалу среди моря. Создал и поселил на ней птиц. Иногда ворон отождествлялся с творцом, а иногда и культурным героем (он помогает людям, обучает их мастерству, рукоделию, создает необходимых для охоты животных). Богораз В.Г. отмечает, что нередко ворон действует и выглядит как человек. "То он возвращает к жизни умершего единственного сына, то становится весьма сильным шаманом, то просто человеком, со свойственными ему переживаниями, жизненными перипетиями" [Вдовин И.С., 1976: 229]. В конце концов, он заболевает и умирает.
Помимо жизни людей на поверхности земли и окружающей их среды, животного и растительного мира, явлений природы и видимых светил, существовали представления чукчей о небесной и подземной жизни. Здесь обнаруживается аналогия с хантыйской мифологией, так как на небесном уровне вселенной живут предки и хорошие духи и ведут тот же образ жизни, что и на земле. Однако не все умершие попадают наверх. Лишь те, кто умирал достойной смертью (погибал в бою, добровольной смертью или от старости).
Подземный мир был обителью вредоносных существ (кэле), там оказывались и люди, умершие от болезни. Считалось, что болезнь поедает человека изнутри, забирая его жизненные силы.
Между земным и надземным мирами существовали связи бытового порядка. На небеса можно было пройти пешком или доехать на оленях. Побывав там, можно было вернуться снова на землю через отверстие около Полярной звезды. Заглядывая в это отверстие сверху, можно было видеть жизнь в своем родном стойбище, так же как и, заглядывая в дырочку наверху яранги, можно было увидеть, как рукодельничают женщины [Вдовин И.С., 1976: 230-232].
По представлениям чукчей, весь окружающий мир был населен духами, которые ведут жизнь, подобную жизни людей. Они являлись причинами болезней и смерти. Человек может воздействовать на мир духов, снискать расположение добрых и обезопасить себя от злых. Для этого использовали различные амулеты, приносили духам жертвы [Левин Н.Г., 1956: 916-923]. Наиболее действенными в борьбе с духами считались хранившиеся в каждой семье антропоморфные дощечки, при помощи которых добывали огонь, связки амулетов в форме человеческих фигур и бубен.
Представления о всех явлениях и предметах природы характеризовались их олицетворением, перенесением на них свойств человека и человеческого общежития на уровне тех социальных особенностей, которые прочно закрепились в быту и сознании чукчей.
Внутренний мир дома соотносился с вселенной и, как у других народов Сибири, делился на три уровня: земной, небесный и подземный. Следует отметить, что все происходящее в жизни человека на природе, должно было происходить и в пространстве дома. Истоки мифологии, в том числе и космогонический, так же как и происхождение представлений о "мировом дереве" в центре дома следует искать среди ритуалов [Флиер А.Я., 2002: 356]. Это можно наблюдать на примере проведения культовых праздников чукотского населения.
Ранней весной устраивали праздник байдарки. Утром байдарку снимали с вешал, и приносили в жертву морю мясную пищу. Затем все обходили вокруг жилища. Первой шла старейшая женщина семьи, за ней - хозяин байдарки, рулевой, гребцы и остальные участники обряда. Утром, совершив жертвоприношение морю, спускали лодку в море и отправлялись в первую поездку.
Летом, после окончания ловли тюленей на плавучих льдах, устраивали праздник голов. Из погреба вынимали головы моржей и лахтакови клали на шкуру посередине яранги. К самой большой голове привязывали длинный ремень и изображали вытаскивание из воды туши убитого моржа [Головнев А.И., 1999: 46]. Имитируя подобным образом свою настоящую охоту, чукчи узаконивали это действие в своем сознании, посредством перенесения своей модели мира на жилище.
Содержание всякого религиозного сознания составляют представления, настроения и действия (культы). Религиозные представления и связанные с ними идеи наиболее полно отражаются в мифах данного народа. Однако не все мифы порождают религиозные представления, но все они, вместе взятые, создают картину раннего, донаучного мировоззрения народа, выражают понимание им причинной связи между явлениями.
Религиозные представления развивались в двух направлениях. Первое - понимание и толкование явлений природы, всей совокупности ее ощутимых проявлений (представления о явлениях природы, о животном и растительном мире, о происхождении и устройстве вселенной), и второе - развитие представлений о появлении человека, его связях с природой, о его положении в окружающем мире, перенесение им жизни природы на социальные условия собственной жизни. Именно дом являлся связующим звеном между человеком и природой.
По словам А. Я Флиера, в жилище отражается идея о соединении временных и пространственных представлений древних людей, "сплетенных в более или менее синтетической картине единого и нерасчлененного Космоса" [Флиер А.Я., 2000; 1992: 347-348; 4].
"Дом как мир и, мир как дом - это метафорическое тождество во многом определяет систему традиционного мировосприятия" [Львова Э.Л., 1988: 61]. Дом отделил человека от космоса, вырос между ними, и в связи с этим, приобрел характерные черты священного комплекса.
В традиционных культурах народов Сибири и Севера России жилище обладает высокой моделирующей способностью, более того, ему предписаны сущностные свойства мира, способность обозначать уровни мира и их локализацию.
Структура дома (чума, вежи, юрты, яранги) повторяет мифологическую структуру мира, в том смысле, что он имеет свой центр, верх, низ, периферию. Дом в традиционной культуре имеет связь с представлениями людей о времени. Циклическое течение времени отражалось в круглом основании постройки, линейное время (прямое, не возвращающееся вспять действие; рождение, взросление, старость и смерть человека) - в "трехъярусном" делении дома: подземный "мир мертвых" (прошедшее время), наземный "мир живущих" (настоящее) и небесный "мир посмертного пребывания" (грядущее).
Жилище имеет непосредственное соотнесение с традиционным представлением мира. "Мировое дерево" олицетворяется с центром дома, где находится основной шест, который выполняет основную функцию - держит всю постройку, более того, у ханты-мансийских, саамских и тюркских народов поддерживается постоянный огонь в центре, вероятно, в прошлом - ритуальный огонь.
Другой важной содержательной доминантой дома является его связь с социальной организацией и гендерной проблемой. У рассматриваемых народов мужское начало является преобладающим над женским, женщина считается грязным существом (особенно во время родов и половой зрелости у хантов, манси, саамов), однако женское население ничуть не обижается на свое положение в социальной структуре, они просто принимают свою инаковость. Именно из-за этой инаковости женщинам не разрешается ступать на северную часть постройки, заходить за чувал, где хранятся ритуальные вещи, спать на неположенном месте в чуме, заходить на культовые мужские места. Подобное разделение пространства носит условный характер, знаменуя собой принципы организации сакрального пространства. Обобщая все вышесказанное, можно, вслед за А.Я. Флиером, утверждать, что "привнесение космической символики в повседневную жизнедеятельность людей, в том числе (а может быть и особенно) - в строительную" [Флиер А.Я., 2002: 355] создает четкую проекцию картины мира на архитектурную модель дома традиционных культур.
1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.
2. Вдовин И.С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей. // Природа и человек в религиозных представлениях народов Севера / Под ред. И.С. Вдовина. - Л.: Наука, 1976. - 217-254 с.
3. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. - Новосибирск: Наука. Сиб., отд-ние, 1990. - 232 с.
4. Гемуев И.Н. Религиозно-мифологические представления манси. - Новосибирск, 1991. - 44 с.
5. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. - 240 с.
6. Головнев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала XX века). - Якутск, 1999. - 170 с.
7. Лукина Н.В. Исторические формы и преемственность в традиционной культуре восточных хантов. - М., 1985. - 27 с.
8. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985.
9. Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX- XX в. - М.: Наука, 1971.
10. Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX- XX вв. - М.: Академия наук СССР институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1968.
11. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. - Новосибирск: Наука. Сиб., отд-ние, 1988. - 225 с.
12. Колехмайнен А. Деревянные постройки в Утсиоки - самом северном округе финской Лапландии. // Народное зодчество / Под ред. В.П. Орфинского. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1992. - 133-140 с.
13. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / Под ред. И.Н. Гемуева. - М.: Наука, 2005. - 804 с.
14. Народы Сибири / Под ред., Н.Г. Левина, Л.П. Потапова. - М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. - 998 с.
15. Пименов В.В., Эпштейн Е.М. Русские исследователи Карелии (XVIII в). - Петрозаводск: Государственное издательство КАССР, 1958.