Небольшие размеры зала не позволяют ввести в него крупные художественные полотна, созданные художницей в этих стенах. "Русалка", "Старое и молодое", "Путь художника" представлены в выставочной половине музея. А в этом зале семейного мемориала собраны лишь эскизы к ним, рисунки астраханского периода: "Астрахань. Кутум", "Девушка с лебедем", "Свободная торговля", "Орфей в аду" и четыре юношеские акварели Веры, с которыми по семейной легенде, Велимир никогда не расставался.
Интересны личные вещи художницы: японская гуашь, ее этюдник, камея и пресс-папье, привезенное из Италии: оно изготовлено из застывшей лавы вулкана Везувия, детский локон.
Духовная близость Велимира и Веры, сходство мироощущения поэта и художницы – основной лейтмотив поэта и художницы третьего зала. подтверждение этому – репродукция с акварелей Веры и поэмы Велимира "Лесная тоска", в которых поражает удивительная гармония воплощенного в цвет поэтического звука, копия письма поэта к своей сестре: "Веринька, заинька! Ау! (…). Если я пишу сегодня не так свободно, то мой слог разбужен лучами и твоими письмами".
Эта комната носит название "Комната Велимира", где целая стена, исписанная его стихами. Это не случайная задумка: нужно, чтобы каждый входящий сюда мог причаститься стихами поэта уже в музее:
"Когда умирают кони – они дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни".
Всего четыре строчки, а какое глубинное философское содержание! Недаром ведь говорят: "Краткость - сестра таланта".
В "Зале Велимира" - глаза разбегаются! Столько здесь редкостных экспонатов: личные вещи поэта – галстук, подаренный Маяковским, книжечка стихов Уолта Уитмена, две деревянные фигурки из Сергиева Посада, ручка, карандаш да еще железный сундучок (военный), где хранятся рукописи Велимира Хлебникова.
С этой комнатой связан астраханский период жизни поэта (1911-1919 гг.). Побывав в ней, поэт Рюрик Ивнев вспоминает: "Здесь была какая-то особенная тишина, точно комната была вырвана из города и переброшена в безлюдную пустыню".
Эта особенная (а ныне музейная) тишина охватывает каждого, кто входит в комнату поэта. Здесь им написаны "Хаджи-Тархан", "Лебедия будущего", "Астраханская Джоконда", отсюда он уходил на Первую мировую войну, сюда приезжали его друзья – Дмитрий Петровский и Рюрик Ивнев.
Идея зала: показать творческую лабораторию поэта. На подиуме - имитация разбросанных черновиков. В них прослеживается его словотворческий поиск: от желания "свободно плавить славянские слова" до идеи "звездного языка", призванного объединить человечество. Здесь же он ввел и "осаду числа, пытаясь уловить "истинную природу времени". Зимой 1914-1915 г.г., проведенной в Астрахани, Хлебников пристально следил за ходом военных действий и даже подумывал "издать расписание морских боев с их исходов. Видимо, тогда же он внимательно изучал книгу из домашней библиотеки "Наши соседи", испещренную его числовыми выкладками. В какие бы цифровые данные ни вникал поэт – будь то состав населения Австро-Венгрии, количество офицеров Североамериканского флота или численность резервных японских войск, все сводилось у него к двум числам – 317 и 365, двумя ипостасям его рождающейся "Гаммы Будетлянина".
А через год здесь же к нему приходит уверенность, что он идет "по намеченному и уже ясному пути". Вершина – все знания в одном уравнении с
величина.В этом же зале подлинные вещи поэта: самодельная ручка из ветки вербы, карандаши.
Здесь же именные экземпляры его произведений, его книги на английском, немецком, французском, болгарском, венгерском, сербохорватском, японском, чешском, португальском и других языках. Свой, "белый" божественный мозг" Велимир отдал не только России.
Идея пятого зала – продемонстрировать роль Хлебникова в истории литературы. В зале оформлен "Уголок футуризма", вводящий нас в круг творческого общения поэта с его соратниками по футуризму – В. Маяковским, Д. Буриюком, В. Каменским, А. Крученых, Е. Гуро, Г. Петниковым и другими. Здесь представлены прижизненные издания: "Вестник Велимира Хлебникова" №1, посланный в подарок сестре Вере сюда, на Большую Демидовскую; литографированные места – "Временник – 4-1", "Взор на 1923 год"; "Труба марсиан", видимо, личный экземпляр художника Петра Митурича. Внизу его рукою приписано: "Велимир, глядя на "трубу", сказал: "Только я, из всех подписавшихся, сдержал клятву".
"Подписавшиеся" - Мария Синякова, Григорий Петников, Николай Асеев и (символически) Божедар.
Особо выделены "Доски судьбы: Лист 1-ый", где поэт с гордостью провозглашает свое открытие "законов времени": "Чистые законы времени мною найдены 20 года, когда я жил в Баку, в стране огня". "Овладев законами времени, - считает поэт, - можно овладеть наукой "судьбознания", построить ее скрипками – "Доски судьбы", глядеть "новыми умственными очами в даль грядущих событий". Так, на правах "Короля времени" и "Председателя земного шара" Хлебников пытался оградить человечество от будущих катастроф. Мы знаем, что он неоднозначно предсказывал ключевые, поворотные события грядущих десятилетий. Думается, пришло время "подлинной", непредвзятой оценки его "Досок судьбы", долгое время относимых к утопическому или псевдонаучному жанру.
В экспозицию введены увеличенные черновики рукописей поэта ("Мировая страница, 1922" и другие), его мысли о творчестве и языке, его "Звездная азбука" (двести трехгранных кубиков Петра Митурича).
Уже упомянутый мною томик стихов Уолта Уитмена в прямом смысле зачитан "до дыр". Велимир высоко ценил творчество американского гения, называл его "космическим психопреемником". Уитменовский пантеизм, его слияние с живой природой перекликаются с образом "Единой книги" Велимира Хлебникова. Американский поэт был ему близок и своими поэтическими новациями, в частности, верлибром. Сборник стихов Уитмена (личный экземпляр Велимира, неизменный спутник его странствий) сильно пострадал от времени: утрачено несколько страниц и обложка, что пока не позволяет установить его выходные данные. На странице 102 – пространная карандашная запись, сделанная Велимиром в Нальчике.
Еще один раритет из его книжной коллекции – фрагмент неизвестного сборника с поэмой Блока "Двенадцать". Александр Блок одним из первых оценил поэтический дар Хлебникова. "Подозреваю, что значителен Хлебников, - отметил он в своем дневнике в начале 1913 года.
"Мой белый Божественный мозг
Я отдал, Россия, тебе,
Будь мною, будь Хлебниковым" -
завещал поэт.
Из "Зала Велимира" мы попадаем на "Хлебниковскую веранду", такую уютную, домашнюю, что невольно хочется посидеть на ее мягких диванчиках, отдохнуть, обдумать свои впечатления. Здесь проходят поэтические вечера, музыкальные встречи: встречаются поэты, художники, музыканты – "творяне", как называл творческих людей Велимир Хлебников.
И, наконец, библиотека музея. В ней особенная "хлебниковская атмосфера": портреты поэта, афиши, витрины с его книгами – антикварные и раритетные фолианты, новинки хлебниковедения, зарубежные издания, аудио о его творчестве. Здесь "хлебниковского" материала собрано больше, чем во всей Астрахани. Сюда приходят школьники, чтобы писать доклады и рефераты, студенты – курсовые и дипломные работы, учителя готовятся повысить свою квалификацию.
Вторая половина музея отведена под выставочные залы. Зал живописи и графики Веры Хлебниковой, в котором собрано ее основное художественное наследие. Зал Петра Митурича, где особенно впечатляет "Портрет Велимира" (с оленьими рогами) и графические композиции к поэме "Разин". Веранда Мая Митурича, где представлена графика художника и книги с его иллюстрациями. На постоянной основе действует выставка графики Степана Болгиева "Хлебниково поле".
Вера Хлебникова была художником. Склонность к искусству у нее проявилась в ранней юности, а в 1912 году она уехала в Париж и поступила в академию Вити, где работала под руководством Неса Ван Донгена. После Парижа жила и работала в Италии до 1916 года.
Возвратилась в Россию кружным путем, через Англию. Поэтом большинство картин, созданных ею за 4 года, она оставила во Флоренции, у знакомых в надежде возвратить их после окончания война. Но мировые события воспрепятствовали этому, и след оставленных картин затерялся.
Вернувшись в Россию, Вера Хлебникова поселилась в родительском доме в Астрахани. Но творческая судьба е сложилась так, что, продолжая работать, она практически не участвовала в художественных выставках. живопись Веры была известна лишь узкому кругу высоко ценивших ее друзей-художников.
Выйдя замуж за Петра Митурича, Вера Хлебникова поселилась в Москве и забрала с собой престарелых родителей в 1931 году.
При переезде из большой астраханской квартиры в небольшую московскую пришлось расстаться с основной частью имущества. Обширную библиотеку Владимир Алексеевич, ученый-орнитолог, передал Астраханскому краеведческому музею.
Собраны 40 библиографических папок. Дуганов А.В. сообщил адреса хлебниковедов по всей России. В библиотеке музея показаны книги, подаренные музею (70 единиц).
Маем Митуричем переданы фамильная библиотека, редчайшие издания Хлебникова, письма Веры. После изучения литературного архива Веры Хлебниковой музей вышел на Амстердамские чтения.
Музей поддерживает с хлебниковедами не только России, но и США, Франции, Финляндии, Голландии, Японии, Англии, Бразилии.