Это в полной мере относится и к римскому искусству. Римляне, как и греки, были язычниками, но их искусство было более прозаическим, чем проникнутое мифологией, любовью к богам, искусство греков. Во всех проявлениях римляне были практичными и трезвыми. Но высокое классическое греческое искусство они почитали за образец. По этой причине, начиная с I в., всю римскую культуру захватывает идея реставрации греческой классики. Самое сильное философское течение этого периода – неоплатонизм, представляет собой реставрацию древней греческой мифологии (оно просуществовало последующие четыре столетия).
Когда греческая культура была освоена, новая римская культура вышла за пределы аристократических кружков в средние слои общества. Этому способствовали философы и ораторы: Цицерон (I в. до Рождества Христова) создал новый идеал культурного человека – это оратор. Цицерон соединил философскую образованность и риторическое искусство, упорядочил и отточил латинскую речь. Первый римский император Август привлек к себе не только философов, но и лучших писателей своего времени – эпика Вергилия и лирика Горация. Самая значительная фигура этого времени – поэт Вергилий, равный Гомеру. В его идиллиях и буколиках изображены картины пастушеской жизни, в которых он ищет душевного покоя в эпоху политических смут. Героическая поэма Вергилия «Энеида» прославляет Великий Рим, его справедливую власть над миром. Последний великий поэт эпохи Августа Овидий демонстрирует уже полный аполитизм, у него преобладает любовная лирика («Наука о любви»). Литература постепенно вырождается в игру стиля. Это нашло полное выражение в философских трактатах и письмах Сенеки (1 век н.э.), который был воспитателем императора Нерона. В пьесах этого философа, предназначенных для чтения аристократов, героями являются люди сильных страстей, совершается много насилия и смертей. Это понятно. Весь императорский Рим жил в атмосфере кровавых репрессий, в результате которых погиб и сам Сенека.
Изобразительное искусство Рима не уступало литературе в прославлении величия Рима и его императоров. Появились бесчисленные статуи Октавиана Августа и других императоров, в которых они изображались в образе бога, чаще всего Юпитера. Каждый император, прославляя себя, сооружал новые площади, здания, амфитеатры. В I в. был построен Колизей – огромный амфитеатр для гладиаторских боев, по типу которого по сей день сооружаются стадионы. В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый ярус – глухой. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй – ионического, третий – коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. В честь побед римлян и для прославления императоров возводились триумфальные арки. В I в. от извержения вулкана Везувия погибли города Помпеи, Стабии и Геркуланум. В XVIII в. раскопки Помпеи показали изумленной Европе жизнь римского города с 20000 населения, его планировку, устройство жилищ. Жилые дома одно- или двух этажные, строили из кирпича или бетона и покрывали черепичными крышами. Дом делился на две части. Для гостей предназначался атриум с бассейном посередине. В центре бассейна был фонтан, украшенный статуей. В частной половине дома, где проходила жизнь семьи, обязательно был перистиль -–внутренний дворик, прямоугольной формы, любимое место отдыха семьи. Перистиль был украшен статуями, нишами, фонтанами. Вокруг атриума и перистиля были хозяйственные постройки. Полы в домах украшались из горных пород, из морской гальки или смальты – цветной стеклянной смолы. Стены дома были расписаны фресками.
Римлянами был создан еще один тип сооружения – термы, общественные бани. Термы – не просто бани в современном смысле слова, это комплекс сооружений для омовения, отдыха и развлечений. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (III век) площадью более чем в 11 гектаров.
Однако внешнее величие Рима имело свою теневую сторону. Главным для Рима была власть над миром. Обретя эту власть, создав огромную империю, до берегов Рейна и Дуная, Рим утратил внутреннюю цель. Пик имперского могущества одновременно стал кризисом и началом конца. Отсутствие цели породило духовный вакуум и скепсис. Рим, внешне могучий, внутренне исчерпал себя. Богатства, награбленные в походах, тратились на зрелища и развлечения. Пресыщенная публика щекотала нервы гладиаторскими боями, травлей львами зашитых в шкуры живых пленников и рабов, лицезрением всякой экзотики и уродов. В Риме был рынок, где можно было купить для потехи человека, родившегося без рук и ног, трехглазого человека, «сиамских близнецов» и т.п. Военные походы доставляли много рабов, римские гурманы кормили телами рабов любимых рыб. В театре роли злодеев играли осужденные на смерть преступники, по ходу спектакля их натурально убивали. Это вызывало восторг зрителей. Падение нравов – вот диагноз больного Рима. В распущенности тон задавали императоры: символами разврата и жестокости стали имена Калигулы и Нерона.
Для науки этого периода трагедия состояла в том, что цивилизация умирала очень долго. Достигнутые знания и науки без употребления деградируют и исчезают. Сначала книги просто валялись на полках, очень немногие их читали, вскоре никто уже не мог понять их, в конце концов, их стали сжигать для нагревания воды в общественных банях.
Образованная римская аристократия ушла в свою духовную нишу. В литературе возникает роман, а в скульптуре очень психологичный портрет. В портретах можно прочитать всю жестокую историю Рима: произвол правителей, праздный быт знати. По выражению Герцена, вся история римского падения выражена бровями, лбами и губами. Внутренняя логика развития жизни завершается трагедией. «Зерно, не погибнув, не может возродиться в колосе» Выходило так, что надо погибнуть. Античность умерла в христианстве, но потом возродилась в Новое время.
Античность, т.е. греко-римская культура, создала Европейскую Цивилизацию и Европейца, как тип личности. Это человек слова и дела, гармонии и пользы – вот драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенное внимание.
1. Введение в культурологию. - М: «Владос», 1995.
2. Боннэр А. Греческая цивилизация. - Ростов-на-Дону, 1994, тт. 1,2.
3. Древние цивилизации. - М.. 1989.
4. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - Ростов-на-Дону, 1994.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
6. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1995.
7. Краткая история искусств. - М., 1991.
8. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика.