Реферат по Культурологии
Тема:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЭЛЛИНИЗМ
Оглавление
Введение
1. I период архаический
2. Олимпийские игры
3. Чудеса античности (Дельфийский оракул)
4. Пифагор и «Пифагорейский союз»
5. Античное образование
6. Сократ, Платон, Аристотель
7. Греческая архитектура. Дорический, ионический, коринфский ордера. Парфенон
8. Эллинская культура
9. Наука эллинского периода
10. Величие и падение Рима. Закат античной культуры
Вывод
Список литературы
Античная культура – это культура Древней Греции и Древнего Рима. В истории античной Греции выделяют следующие периоды:
· с VIII-VI вв. до Рождества Христова – архаический период (гомерский);
· с VI-IV вв. до Рождества Христова – классический период, расцвет полисов;
· с IV-II вв. до Рождества Христова – эллинский период;
· со II в. до Рождества Христова – империя Македонского, упадок полисов.
I периодархаический (архаика, по-гречески означает древность) – это возникновение полисов, городов-государств, единого государства у греков не было, каждый город – это малое государство; все в нем было соразмерно человеку, благоприятная природа, теплое море. Каждый полис имел свой диалект, своих богов и героев, свой календарь и монету. Прилегающие территории принадлежали полису. Граждане полиса участвовали в народных собраниях, судах, все вопросы решались публично. Это была демократия, греки не трепетали перед властью. Свобода гражданина полиса – это главная заслуга античной культуры. Все должностные лица и суд присяжных также избирались гражданами.
Вторая особенность греческой жизни была агонистика, принцип состязательности, соревнования друг с другом. Наградой за победу было признание, почет и уважение граждан полиса.
В этот же период формируется греческая мифология, не философы и священники, а 2 поэта Гомер и Гесиод составили для эллинов (так греки называли себя, от древнего названия Греции – Эллада) родословную их богов. Греки не боялись своих богов, они их любили. Боги – такие же люди, только они бессмертны, одарены силой и красотой. Гомер – слепой поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». «Илиада» повествует о борьбе греков с троянцами, об осаде и взятии Трои (до XIX в. все относились к этому как к мифу, пока немецкий археолог Г. Шлиман не обнаружил под турецким холмом развалины Трои). Главное достоинство греков и их богов было мужество, главный порок – трусость. Во всем остальном и греки, и их боги были грешны. Гесиод написал «Теогонию», в которой объяснил происхождение богов. Боги жили как одна большая семья, во главе с Зевсом. Они распоряжались небом, землей, морем и подземным царством. Каждый бог был приставлен к своему делу, от богов пошли все ремесла, они научили греков земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению, мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Богам строили храмы и создавали статуи. В каждом храме был один жрец, его тоже избирали общим собранием. Никаких вероучений у греков не было, жрец не поучал, не читал проповедей, он только совершал обряд жертвоприношения богу. В жертву приносили животных, вино, фрукты. Часть давали жрецу. Боги были красивы, гармоничны, идеальны душой и телом. Им подражали. Грань между человеком и богом была прозрачна. Греки сами жили как боги, вполне наслаждались жизнью, всю физическую работу выполняли рабы полиса. В быту они были умеренны, всю силу энергии направляли на достижение калокагатии (от слова «калос» - прекрасный и «кай агатос» – объединение физических и нравственных добродетелей), красоты и добра, слитых воедино. Благодаря агонистике они в этом преуспели, каждый стремился к идеалу, к равновесию тела и души.
Жизнь была прекрасна, как и природа, жилым домом греки пользовались лишь для ночлега, жизнь протекала на площадях и стадионах. Полис давал ощущение надежности, защищенности, возможностей выделиться, самореализоваться было много.
Греки началом своей истории считали 786г. до Рождества Христова – первые Олимпийские игры. Как известно, важным принципом воспитания молодежи греки считали принцип состязательности, благородного соревнования – агонистику. Священным образцом подобного соревнования были Олимпийские игры.
Олимпийские игры возникли в честь победы Зевса над своим отцом – жестоким Кроном. Крон проглотил всех своих детей, боясь, что они отнимут его власть над миром. Жена Крона Рея сумела спасти лишь Зевса, подав Крону камень вместо младенца. Зевс вырос и сверг жестокого отца, захватил власть и заставил Крона изрыгнуть всех проглоченных детей. В храме Зевса в Олимпии находилась знаменитая статуя Зевса из золота и слоновой кости, сделанная великим скульптором Ридием.
Каждые 4 года в священном городе Олимпии проводились игры, они продолжались 5 дней, по всей Греции провозглашали «священный мир». Атлет, трижды победивший в играх, получал право заказать у знаменитого скульптора свою статую и поставить ее в священной роще вокруг храма Зевса. Женщинам под страхом смерти запрещалось присутствовать на играх. Атлеты соревновались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Победители имели почет, лучшие места в театре и на праздниках, их освобождали от налогов и давали пожизненную пенсию.
Всей Греции был известен город Дельфы, в нем находился храм бога солнца Аполлона. Этот храм был знаменит Дельфийским оракулом, который с высокой точностью предсказывал последующие события. Через оракула боги общались с людьми, открывая им будущее. Оракул Аполлона в Дельфах остается одной из самых значительных и нерешенных загадок древности. Храм стоял на расщелине в пещере. Первоначально оракул назывался Пифон, по имени змея, обитавшего в этой пещере. Однажды, взбираясь на гору Парнас, Аполлон убил змея и сбросил тело в расщелину. Дух Пифона остался в Дельфах и стал представлять Аполлона. Служить оракулу избирали жриц, они назывались пифии. Женщины более чувственные натуры, они быстрее реагировали на дым и испарения, идущие из отверстия пещеры. За 3 дня до предсказаний жрица начинала церемонию очищения, купалась в Кастальском колодце, не ела, пила воду из ключа. Перед тем, как сесть на трипод, специальную подставку в виде 3-х гигантских переплетенных змей, она жевала несколько листьев лавра. В день предсказания пифия облачалась в священное одеяние, ее вели к триподу, она садилась и погружалась в дым и испарения. Наглотавшись дыму, она изменялась, корчилась, срывала одежду и выкрикивала неразличимые звуки. Через некоторое время это состояние проходило, она становилась спокойной и величественной. Тело ее деревенело, глаза фиксировались на одной точке, и она произносила пророческие слова. Каждое движение и слово записывали 5 священнослужителей и передавали философам, которые жили при оракуле, их долгом было дать интерпретацию предсказаний. После пророчества пифия становилась буйной и освобождалась от духа. Ее уносили или уводили в покои для отдыха. Дельфийский оракул сильнейшим образом повлиял на греческую культуру. Оракул часто раскрывал подлинное лицо тирана и предсказывал судьбы. Много людей было спасено от гибели, других он вдохновлял на трудные дела. В Дельфийский храм греков влекла вера в Рок. Согласно греческой мифологии глубоко под землей 3 богини – мойры ткут ткань судьбы каждому человеку. Даже боги не властны изменить веления Рока: рок властвует над людьми и богами Олимпа. Рок слеп, неумолим и жесток. Античный герой тот, кто, зная веления рока, без страха и надежды, идет навстречу. «Покорного судьба ведет, а непокорного тащит» - говорили греки.
Пифия предрекла родителям Пифагора появление сына, который превзойдет всех людей в красоте и мудрости и много потрудится на благо человечества. Этот самый знаменитый философ родился в период между 600 и 590 годами до Рождества Христова и жил около ста лет. Учение Пифагора говорило о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточной и западной эзотерических школ. Пифагор был инициирован в египетские, вавилонские и халдейские Мистерии. Многие полагали, что он ученик Заратустры. Пифагор посетил много стран и учился у многих учителей, включая брахманов. Пифагор был первым, кто назвал себя философом. После возвращения из странствий, Пифагор основал школу или «Пифагорейский союз». Это была одна из первых научных школ, научно-философское и этическое сообщество единомышленников. Пифагор собрал небольшую группу учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, а также в основы оккультной математики, музыки, астрономии.Вставали пифагорейцы до восхода солнца и шли встречать восход на берег моря. Днем трудились, занимались науками, делали гимнастику. Перед сном пифагореец давал себе отчет в прожитом дне: «Как я его прожил? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?». Когда Пифагору было 60 лет, он женился на своей ученице, у них родилось 7 детей. По мере того, как он становился пожилым, силы его не убывали, в сто лет он был полон жизни. Влияние его на людей было столь велико, что похвала Пифагора наполняла его учеников восторгом, а когда он однажды на мгновение разгневался на ученика, тот покончил с собой. Пифагор был потрясен и никогда более не говорил раздраженно. Относительно смерти Пифагора общего мнения нет. Известно, что он был убит. Ученики никогда не называли его по имени, или «мастер» или «этот человек». Его имя имело для учеников священное значение. Пифагор посвящал учеников посредством формулы, скрытой в буквах его имени. Молчание, секретность и повиновение были принципами этого великого ордена. Пифагор ввел в общину различные запреты и табу, восходящие еще к первобытной магии. Пифагор имел контакты с ведущими философами всего цивилизованного мира. Главным достижением «Пифагорейского союза» являются аргументы Пифагора и его учеников в пользу монотеизма, вероятно единство Бога было высшим секретом всех древних инициаций, включая «Пифагорейский союз». Позднее учение Пифагора и ритуалы его ордена были использованы масонами.