Смекни!
smekni.com

Древнегреческая цивилизация (стр. 7 из 10)


2.3 Наука и техника

Греческие ученые с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям тогдашней Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Как бы ни были фантастичны эти модели с нашей теперешней точки зрения, их значение состояло в том, что они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания — моделирование механизма природных явлений.

Нечто аналогичное имело место и в математике. Для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

И вот, обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений, можем ли мы найти в ней черту, принципиально отличающую ее от науки Нового времени? Да, можем. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший ингредиент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот ингредиент — экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени — Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демократ. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение,— такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии — наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира — в области архитектуры, судостроения, военной техники — не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки. [11]

Жители Древней Греции были более технически продвинутыми, чем предполагалось ранее. Исследования доказали, что обнаруженное на дне моря механическое устройство Antikythera не просто часы, а сложная счетная машина, с помощью которой древнегреческие астрономы могли точно предсказывать солнечные затмения и движения пяти известных тогда планет.

Устройство было найдено среди останков корабля древних римлян, который перевозил товары с греческого острова Родос. Механизм насчитывает как минимум 30 колесиков, изготовленных вручную. На устройстве найдены ссылки на планеты, лунные и солнечные затмения. Похожей технологии не встречается на протяжении последующих тысячи лет развития цивилизации.

Древние греки были первыми, кто понял, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Христианская церковь признала эту точку зрения только спустя тысячу лет.[12]

Одним из изобретений, которыми мы до сих пор пользуемся, было открытие шахт. Если в предшествующее время руду добывали в открытых карьерах, то в классический период ее стали извлекать из земных недр путем прокладки шахт, прорезающих земную толщу и расходящихся в горизонтальном направлении штреков, проложенных вдоль рудоносных жил. Шахтно-штрековый способ добычи позволял полнее использовать все рудные запасы месторождения, включая очень глубокие жилы, которые, как правило, были самыми богатыми.[13]

2.4 Религия

Объектом религиозного культа в Древней Греции являлись олимпийские боги, неолимпийские божества и герои. По убеждению греков, их боги были антропроморфными (т.е. имели человеческий облик). Группу наиболее могущественных богов, которые не были привязаны к конкретной территории, представляли олимпийские боги (Олимп – главная их резиденция); их почитали по всей Греции. Они считались олицетворениями и повелителями основных частей вселенной, природных и общественных явлений: моря (Посейдон), подземного царства (Аид), организованной войны (Афина), неорганизованной войны (Арес), любви (Афродита), домашнего очага (Гестия), охоты (Артемида), виноделия (Дионис), торговли (Гермес), земледелия (Деметра), брака (Гера), ремесла (Гефест), полисного порядка и искусства (Аполлон). Между ними были установлены отношения родства. Во главе пантеона стоял Зевс – властелин неба, грома и молнии. Власть богов не была безграничной: они подчинялись судьбе – неотвратимому и необъяснимому универсальному порядку событий.

Второстепенные божества были представлены локальными божествами гор, рек, лесов, ручьев, озер, морей, отдельных деревьев, источников – в первую очередь нимфы, океаниды, нереиды. В отличие от олимпийских богов, они не обладали абсолютным бессмертием; их существование было привязано к определенному месту обитания: если оно исчезало, то умирало и живущее в нем божество. Другую группу составляли существа, чье бытие не зависело от какого-либо места или предмета, – сирены (полуженщины-полуптицы), эринии (старухи с собачьими головами и змеями в распущенных волосах), кентавры (полукони-полулюди) и др. Они превосходили людей размерами и силой, отличались от них своим полностью или частично зооморфным (зверообразным) обликом и могли погибнуть от их рук.

По убеждению греков, покровительство людям оказывали не только боги, но и герои – мужи, родившиеся от браков богов со смертными женщинами (Геракл, Персей, Диоскуры, Беллерофонт, Ахилл), наделенные непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Они были смертными по природе (исключение – Дионис), однако некоторые из них за свои подвиги удостаивались вечной жизни или на Олимпе, или в блаженных землях.

Одной из основных черт греческой религии была ее раздробленность и доминирование локальных культов со специфическими обрядами и верованиями. Общегреческое значение имели лишь культ Аполлона в Дельфах и Зевса в Олимпии.

Греческая религия по своему типу являлась религией жертвоприношений, которые были неотъемлемой частью культа, наряду с молитвами, обетами и очищениями (тела, одежды, священной утвари). Местами почитания были, как правило, горы, рощи, ручьи и реки; на особых священных участках (теменах) возводились храмы – жилища богов, главными культовыми элементами которых были изображения (статуи) небожителей и алтари для жертвоприношений.

Религиозный культ носил как общественный, так и частный характер. В рамках полиса обряды в храме или на священном участке первоначально исполнял царь, а позже специально избранный магистрат. Внутри дома у очага, служившего алтарем, их совершал глава семьи; важную роль в семейном культе играли почитание предков, а также церемонии, связанные с рождением ребенка, браком, похоронами. В Греции существовал слой жрецов; жреческие должности нередко закреплялись за отдельными родами. Однако в Греции жрецы никогда не обладали таким влиянием, как на Древнем Востоке; их функция ограничивалась исполнением обрядов, советом в религиозных делах и определением воли богов, которую узнавали по небесным знамениям, полету птиц, особенностям жертвенных животных, направлению дыма от сжигаемой жертвы.

Особое место в греческой религии занимали мистерии – обряды эзотерических (тайных) религиозных обществ, носившие закрытый характер: в ним могли участвовать лишь посвященные (мисты). Существовали как местные греческие мистериальные культы (Деметры, Диониса, орфический), так и принесенные с Востока (Аттиса, Кибелы, Митры, Исиды). Многие из них восходили к древним празднествам плодородия и носили оргиастический характер (культы Деметры и Диониса): в процессе священнодействия посвященные доводили себя до экстатического состояния, таким способом приближая себя к богу.