Женские скульптурные образы также отражают идеал здоровой, физически совершенной личности. Например, скульптура богини – охотницы Артемиды IV в. до н. э., представляет нам стройную, высокую, с длинными, прекрасной формы ногами девушку. Афродита, созданная Праксителем для жителей острова Книд (Афродита Книдская) – идеальный образ женственности с мягкими, плавными изгибами совершенного тела.
Эллины и в самом деле были красивы. Об этом говорят не только скульптурные изображения богов и героев, которые, несмотря на всю их идеальность, наверняка являются собирательным отражением реально существовавших людей. Чужеземцы также охотно признавали за ними это качество. Адамантиос, врач, живший в Александрии в начале Vв. до н. э., писал об эллинах: «Они…высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы с рыжеватым отливом, прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом…из всех народов у греков самые красивые глаза»[9].
По описаниям героев древнегреческих литературных произведений действительно можно судить о том, что идеальным у греков считался светлый колорит – золотистые волосы, белая кожа, голубые глаза. В гомеровской «Одиссее» мы постоянно встречаемся с эпитетом «светлый»: Афина Паллада именуется «светлоокой Зевесовой дочью»[10]; Телемах, сын Одиссея, выходит из спальни «подошвы красивые к светлым ногам привязавши»[11]; когда он прибывает в «царственный град Лакедемон» (Спарту), его там встречает «царь Менелай златовласый»[12]. Одиссей томится в плену на острове у «светлокудрявой нимфы Калипсо»[13], а затем попадает на Схерию, остров, населенный мифическими феакийцами, где встречается с «белокурой царевной» Навсикаей[14].
Вывод: в Древней Греции впервые в истории человечества формируется сознание ценности и красоты человеческой личности. Нравственные качества человека неотделимы от его физического совершенства. Уже в архаический период вырабатывается образ тренированного, здорового человека (куросы). В классический период, по мере дальнейшего осознания значения личности гражданина, физическое здоровье становится предметом культа, а тренированное пропорциональное тело – одним из элементов костюма древних греков.
Глава 2. Древнегреческие ткани, их изготовление и оформление
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Их ткали ручным способом, на вертикальном станке шириною до двух метров. (Рис.1). Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, но искуснейшей среди всех считалась богиня мудрости и покровительница ремесел Афина. Общеизвестен миф о том, как она победила одну из лучших ткачих Греции Арахну и в наказание за то, что гордая гречанка посмела бросить вызов богине, превратила её в паука[15]. В Одиссее прекрасная царица Елена, супруга Менелая, прядет пурпурную шерсть, лежащую в серебряном ларце, держа в руках золотое веретено[16]. Телемах, делая замечание своей матери Пенелопе, отсылает её заниматься «как должно, порядком хозяйства, пряжей, тканьем»[17]. Таким образом, прядение и ткачество было одним из основных занятий древнегреческой женщины, причем в обязанности жен, как пишет древнегреческий историк Ксенофонт в своем «Домострое», входило и обучение рабынь прясть и ткать шерсть[18]. Только в Спарте, согласно Платону, замужняя женщина не занималась ни прядением, ни ткачеством, т.к. эти занятия предоставлялись невольницам[19].
При прядении употреблялась короткая пряслица из легкого тростника. Держа её в левой руке, пряха наматывала сученую нитку на металлическое веретено. Запас хорошей расчесанной шерсти она имела под рукой, в корзинке. Вышивали, судя по рисункам на вазах, на пяльцах. При тканье на станке основа его находилась в отвесном, а не горизонтальном положении, вследствие чего ткущая женщина должна была, перебрасывая челнок, ходить от одного конца станка к другому[20].
Волокнистый состав греческих тканей – это шерсть и лён. Существует также предположение, что на острове Кос и в Лидии ткали тончайшие шелковые ткани[21], однако предположение это относится к концу IV в. до н.э. Хлопка греки не знали, впервые увидев его в Индии во время похода Александра Македонского. Они были восхищены мастерством индусов, изготовляющих ткани из «шерсти, добытой из орехов» (так они называли хлопок).
Цвета и рисунки тканей менялись с течением времени. Так, в период архаики были модны ткани со сложными, разноцветными рисунками, получавшимися или тканьем разноцветными нитями, или вышиванием по основному фону. Рисунок на тканях в этот период обычно изображал звезды, листья, цветы, реальных или фантастических животных, иногда фигуры богов и богинь, охотничьи сцены и битвы. Очевидно, эта мода сохранялась еще с гомеровских времен, т.к. в Одиссее есть эпизод, когда Елена хочет подарить Телемаху одежду для его будущей жены и подходит к сундукам, где «лежало множество пестрых, узорчатых платьев её рукоделья». Там она выбирает самое лучшее, «шитьем богатейшее, блеском как солнце яркое»[22].
Однако в классический период ткани с рисунками были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями, украшенными по кайме орнаментом. Одежду белого цвета носили только аристократы; сельские жители и городская беднота – зеленую, серую и коричневую; а черный, темно – зеленый и серые цвета означали траур и печаль[23]. Орнамент выполнялся с помощью вышивки, аппликации или раскраски и носил геометрический или растительный характер[24]. (Рис.2). Излюбленным орнаментом в классический период был меандр – ломаная или кривая линия с завитками.
Главнейшим свойством тканей, как в ранний, так и в классический периоды, была их тонкость, мягкость, благодаря которой они могли собираться в различные складки и свободно обертываться вокруг тела, т. е драпироваться. Драпировка составляла основу древнегреческого костюма, т.к, с одной стороны, предоставляла свободу движений, а с другой – прекрасно выявляла осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции – словом, все то, что в Греции являлось предметом культа.
«Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук. Окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его»[25]. Расположение и форма складок как бы перекликались с каннелюрами (желобками) дорических колонн. «Словно струящиеся, возносятся к небу колонны античных храмов, и так же ритмично ниспадают складки греческого гиматия, делающие даже толстяка выше и стройнее»[26].
Вывод: волокнистый состав древнегреческих тканей – шерсть и лён – не менялся на протяжении архаического и классического периодов. Цвета и рисунки тканей менялись с течением времени: от пёстрых, разноцветных в гомеровский и архаический периоды до строгих одноцветных, украшенных лишь орнаментом по кайме в классический.
Глава 3. Мужской костюм.
Одежда
Согласно классификации специалистов, по своей конструкции костюмы всех эпох делятся на 3 типа: костюм драпированный, то есть состоящий из обернутого вокруг тела куска ткани, скрепленного непосредственно на фигуре; костюм накладной, то есть надеваемый через голову, как бы «наложенный» на плечи, и костюм распашной, то есть имеющий спереди сверху донизу разрез[27].
Одежда древних греков была драпированной, т.е такой, которая не стесняла свободы тела и при желании могла быть сброшена моментально. В соответствии с нашими представлениями, одежда греческих мужчин состояла из двух частей, нижней и верхней – хитона и гиматия.
Хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища. На плечах его скрепляли двумя пряжками - фибулами или сшивали, а с другого края либо сшивали, либо оставляли открытым. (Рис. 3). В талии его подбирали с помощью пояса, и материя свободно свисала, образуя мягкие складки. Внизу по краю хитон обязательно подшивался с цветной полосой. Неподшитый низ обозначал либо траур, либо рабство[28].
Для большей свободы движений во время гимнастических или военных упражнений пряжку на левом плече отстегивали. Воины обязательно надевали хитон под свои доспехи. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона (эксомиса), или набедренной повязки[29]. Эксомис имел лишь одно отверстие для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным. (Рис.4).