Смекни!
smekni.com

Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох (стр. 4 из 7)

Кольца, ещё не известные в гомеровскую эпоху, греки стали носить примерно с начала 6 в. до н.э., заимствовав их, по всей вероятности, у восточных народов, где употребление их было распространено с незапамятных времен. Первоначально они не были украшениями и использовались с практической целью, как перчатки. Позднее их стали делать из драгоценных металлов и украшать драгоценными камнями, т.е их стали использовать как украшения. Обычно кольца носили на четвертом пальце левой руки. Носить сразу много колец считалось не совсем приличным[58].

Украшениями являлись и различные застежки - фибулы и пряжки, употреблявшиеся для застегивания платья и поясов. Ещё в гомеровские времена их изготавливали из серебра или золота и часто украшали драгоценными камнями. Описывая одежды Одиссея, Гомер пишет о его необыкновенной фибуле: «…золотою прекрасной с двойными крючками//Бляхой держалася мантия; мастер на бляхе искусно//Грозного пса и в могучих когтях у него молодую//Лань изваял; как живая она трепетала; и страшно//Пес на неё разъярённый глядел, и из лап порываясь//Выдраться, билась ногами она…»[59].

В «Одиссее» мы также встречаем упоминание о рукавицах как о средстве, защищающем руки от шипов. Лаэрт, престарелый отец Одиссея, «…руки от острых колючек терновых//…защитил рукавицами…»[60].

Мужчины, кроме того, уже с древних времён употребляли палки, часто согнутые сверху. Особенно распространено было ношение палок в Спарте – тростей с набалдашником и посохов. В других областях палка обычно служила опорой для почтенного человека. От этих палок следует отличать жезл, более длинную палку, которая издревле служила знаком царской и судебной власти, жреческого и пророческого достоинства[61].

Вывод: длина мужской одежды, состав тканей менялись: от архаического узкого шерстяного дорического хитона и длинного гиматия, до тонкого широкого льняного хитона и более короткого гиматия в классический период. Способы драпировки менялись в зависимости от возраста и социального положения человека. Причёски претерпели кардинальные изменения: традиционные длинные волосы, завитые отдельными мелкими прядями, являвшиеся в гомеровский и архаический периоды признаком высокого социального положения, после Греко-персидских войн сменяются стрижками, исчезает завивка. Длинную выступающую вперёд бороду заменяет круглая аккуратная бородка.

Глава 4. Женский костюм.

Одежда

Основной женской одеждой у гречанок, так же как и у мужчин, являлись хитон и гиматион, но были они значительно красочнее и разнообразнее.

В период ранней архаики женские одежды отличались многоцветием, разнообразной вышивкой. На афинском Акрополе археологами были найдены статуи кор начала VI в. до н.э. в богатых и сложных одеяниях. Девушки кокетливо поддерживают сбоку свои пышные тонкие гофрированные хитоны. На их лицах радостная архаическая улыбка. Сложные одеяния, принадлежностью которых был короткий косой хитончик, наброшенный на грудь, скрывают пластику тела, но уже в 30-х гг. VI в. до н.э у кор появляются строгие дорийские уборы[62].

Ранний дорийский хитон представляет собой прямоугольный кусок плотной, обычно шерстяной ткани размером 2 Х 1,8 м, сложенный в долевом направлении. Отличительной его особенностью являлся отворот его верхнего края, так называемый диплодий(Рис. 7 а). Он играл большую декоративную роль в костюме, обычно украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета[63]. Длина отворота могла быть различной: до груди, бёдер, даже до коленей, благодаря чему создавались определённые пропорции фигуры. Несшитые долевые края такого хитона украшались каймой. Так же, как и мужской хитон, женский скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском – колпосом.

Более поздний ионийский хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. (Рис.7 в). Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов[64]. (Рис. 7 б). Ткань на руках скреплялась тесьмой, несколькими фибулами, а у знатных женщин и пуговками.

Женщины носили иногда два хитона сразу, причём нижний был длиннее верхнего. Немолодые и замужние женщины носили длинные, до пола хитоны; девушки же – более короткие, которые они спускали при движении с одного плеча.

Хитон был исключительно домашней одеждой – верхней служил гиматий. Женский гиматий – калиптра – был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. В романе известного советского учёного – палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: « Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион… был наброшен на её правое плечо и через спину перехвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал её от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребрёнными ремешками.[65]»

Калиптру гречанки драпировали различными способами: если было жарко, её откидывали назад до талии, держа на полусогнутых руках. Оба конца при этом висели по сторонам. Можно было один из этих концов небрежно перекинуть через левое плечо – тогда калиптра принимала вид изящного шарфа. А можно было закутаться в неё и покрыть ею голову – такая одежда плотно прилегала к груди и оставляла одну руку свободной[66].

Ещё одним распространённым видом одежды был фарос (Рис.8). Эта накидка представляла собой два прямоугольных несшитых кусков ткани, заложенных свободными складками. Складки каждого из них были пришиты к тесьме. Оставив для горловины среднюю часть, края тесьмы скрепляли редко посаженными крупными пуговками или пряжками. Нижний край накидки обычно отделывали узорной каймой или цветной полосой. Молодые девушки надевали полукороткую накидку с поясом – паллулу. (Рис. 9). При этом руки оставались свободными[67].

Одним из древнейших видов одежды гречанок являлся пеплос. Этим словом обозначалось длинное верхнее женское платье; его правые боковые срезы оставляли не сшитыми и украшали каймой орнамента и фалдами драпировки. (Рис. 10). Носили его и в классическую эпоху. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображённые в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона скульптором Фидием[68]. Спартанки носили пеплос прямо на голое тело.

Главным праздником Афин являлись Панафинеи, отмечавшиеся в июле в честь богини-покровительницы города Афины. Раз в четыре года справляли Великие Панафинеи, отличавшиеся особой торжественностью. Во время этого праздника устраивалось пышное шествие на Акрополь; во время Малых Панафиней шествующие несли богато затканный новый пеплос богини, который затем торжественно надевали на статую Афины, стоявшую в Парфеноне. Пеплос этот в течение года ткали и вышивали афинские девушки под наблюдением жрецов[69].

Обувь

Излюбленной обувью гречанок во все времена были, как и у мужчин, сандалии. От мужских они отличались более тонкой подошвой, более мягкой кожей и большим изяществом. Кожа на женских сандалиях была ярких расцветок, а украшались они золотом и серебром.

В классический период греческие дамы стали надевать белые или желтые туфли и высокие ботинки. Они зашнуровывались и плотно облегали ноги[70]. Комиссаржевский называет этот вид древнегреческой женской обуви элегантным[71]. Чтобы скрыть избыток или недостаток роста, гречанки прибегали к различным ухищрениям: для увеличения роста надевали обувь с высокими каблуками[72]; вставляли пробки в свою обувь. Высокие же, наоборот, ходили на тонких подошвах[73].

Прически

Длинные густые волосы были главным украшением гречанок. Прически строго гармонировали с одеждой.

В архаический период женщины носили длинные распущенные волосы, разделённые на множество тонких завитых прядей. Иногда их перехватывали сзади лентой, чаще же всего оставляли свободно спадающими на спину, и лишь отдельные пряди перекидывали на грудь. В целом архаические мужские и женские прически были похожи[74].

В классический период волосы стали зачесывать наверх - шея от этого казалась длиннее и тоньше. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчёсанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щёк, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке[75]. Поднятые на затылке волосы закрепляли шпильками, поддерживали повязками и сетками, лентами, шарфами и диадемами. (Рис. 11). В Спарте девушки носили длинные распущенные волосы, но в день свадьбы им обривали головы[76]. Короткие волосы у свободной женщины означали старость или траур. Рабыни обязательно стриглись[77].