Смекни!
smekni.com

Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох (стр. 6 из 7)

Женщины надевают тонкие муслиновые или батистовые платья без отделки и украшений на трико или прямо на обнажённое тело. Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая, заложенная сзади встречными складками юбка, цвет, колорит и фактура ткани напоминают античный костюм. Роль калиптры выполняют тончайшие индийские кашемировые шали. В холодное время года французские красавицы пытались обходиться без теплой верхней одежды, заменяя её шалями или маленькой короткой курточкой спенсер, заимствованной из английского костюма. Головные уборы и обувь также подражали античной форме – обручи, сетки, диадемы, бархатные и шелковые ленты поддерживали причёски с классическим греческим узлом, а туфли – плоские на низком каблуке со шнуровкой из лент – оплетали ногу наподобие греческих сандалий[95].

Вывод: строгость, простота, изысканная гармония древнегреческого костюма оказались приспособленными на многие века, хотя каждая эпоха привносила и своё: определённую цветовую гамму, манеру ношения, состав тканей, что позволило создавать новые формы, обогащённые связью с традицией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе была рассмотрена история древнегреческого костюма на протяжении двух периодов: архаики (VIII – VIвв. до н.э) и классики (V – IVвв. до н.э.). Как дополнительные, приводятся сведения по гомеровскому периоду (XI– IX вв. до н.э.), хотя они и невелики.

Было выяснено, что как женский, так и мужской костюмы значительно менялись от одного периода к другому. Причём менялась не просто мода (модой называют «кратковременное господство определённых форм»[96], а менялся стиль («устойчивая общность системы средств и приёмов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания в искусстве»[97]. Архаическая пестрота, многоцветие тканей, сложные одеяния, длинные волосы сменяются строгими одноцветными материями, изысканными драпировками, простыми гармоничными причёсками, то есть всем тем, что мы сейчас называем «классической простотой».

Греки издавна поддерживали контакты с восточным миром. Достаточно взглянуть на лица ранних греческих статуй-куросов, чтобы понять всю глубину восточных корней архаической Греции. Характерный разрез глаз, милостивая улыбка Будды на губах – весь облик куроса являет собой древневосточного бога, закрытого для человеческой мольбы[98]. Поэтому и длинные волосы, и длинные одежды делали знатных эллинов похожими на египетских или ассирийских вельмож.

Переломным моментом явились греко – персидские войны, длившиеся более пятидесяти лет (500 – 449 гг. до н.э.). Изменение стиля в костюме было отражением общественных сдвигов в Греции. И, уходя от восточной вычурности в искусстве и в костюме, греки подчёркивали разрыв связей с восточным – деспотическим - миром, подавлявшим в человеке личность; патриотизм, значимость демократического строя для греческого общества и самобытность своей культуры. Впервые в мировой истории человек начал оценивать себя как личность. Конечно, невозможно установить прямую и непосредственную связь между природными или социально-экономическими условиями периода и формой или цветом костюма. Связь эта очень опосредована, многими тонкими, порой неуловимыми факторами переплетаются эти факторы, выливаясь в конечном счёте в удивительное соответствие[99].

Также в этой работе было показано, что древнегреческий костюм оказывал влияние на костюмы последующих веков вплоть до 19 в. Изысканная гармония древнегреческих драпировок долгое время привлекала людей, хотя каждая новая эпоха и вносила свои изменения.И сейчас, хотя мы не носим хитонов, гиматиев, пеплосов, но в нашем лексиконе остались такие понятия как «греческие сандалии», «греческий узел» (в причёске), - причём не только в лексиконе, но и в нашей повседневной жизни.

А самое главное, - основные требования к современному костюму – «целесообразность, удобство, практичность»[100] – в полной мере можно отнести и к классическому костюму Древней Греции в качестве основных его признаков.


Список литературы

1. П. Гиро. Быт и нравы древних греков.­ – Смоленск, 2001 г.

2. Гомер. Т.2. Одиссея. - Москва, 2003 г.

3. Н. М. Каминская. История костюма. – Москва, 1977 г.

4. Ф. Ф. Комиссаржевский. История костюма. – Минск, 1998 г.

5. М. В. Короткова. Культура повседневности: История костюма. – Москва, 2002 г.

6. В. Мещеряков. Пандора в ящике, или превращения тоги.// Знание – сила. 1971г. №11.

7. Энциклопедия. Искусство. Т.2. - Москва, 1998 г.


[1] В. Мещеряков. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. № 11. Стр. 60.

[2] Н. М. Каминская. История костюма. – М., 1977 г. Стр.3

[3] С. М. Темерин. Русское прикладное искусство. Очерки. М., 1960 г. Стр. 135.

[4] Энциклопедия. Искусство. Т.2. М., 2002 г. Стр. 108.

[5] Камннская Н. М. История костюма. М., 1977 г. Стр.12.

[6] Мещеряков В.. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. №11. Стр. 60.

[7] Гиро П. Быт и нравы древних греков. - Смоленск, 2002 г. Стр. 65.

[8] Там же. Стр. 75.

[9] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 5.

[10] Гомер. Т.2. Одиссея. – Москва, 2003 г. I, стр. 22

[11] Там же. II, стр. 34

[12] Там же. IV, стр. 66.

[13] Там же. V, стр. 86.

[14] Там же. VI, стр.101.

[15] Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1957 г. Стр. 45-46.

[16] Гомер. Т.2. Одиссея. – М., 2003 г. IV, стр. 64.

[17] Там же. V, стр. 86.

[18] Гиро П. Быт и нравы Древней Греции. – Смоленск, 2002 г. Стр. 36

[19] Там же. Стр. 36.

[20] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 61.

[21] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 16.

[22] Гомер. Т.2. Одиссея. – М., 2003 г. XV, стр. 233.

[23] Андреева Л. Ю., Богомолов Г. И. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода. – Спб, 2001 г. Стр. 16.

[24] Каминская Н. М. История костюма. М., 1977 г. Стр. 15.

[25] Захаржевская Р. Костюм для сцены. – М., 1973 г. Стр. 37.

[26] Мещеряков В. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. № 11. Стр. 60.

[27] Мещеряков В. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. № 11. Стр. 60.

[28] Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. - М., 2002 г. Стр. 22.

[29] Гиро П. Быт и нравы древних греков. - Смоленск, 2002 г. Стр. 99.

[30] Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23.

[31] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. - Минск, 1998 г. Стр. 61.

[32] Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23.

[33] Гомер. Т. 2. Одиссея. – М., 2003 г. XIX, стр. 296.

[34] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 17.

[35] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23.

[36] Мещеряков В. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сиоа. 1971 г. № 11. Стр. 60.

[37] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 17.

[38] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23.

[39] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 14.

[40] Там же. Стр. 17.

[41] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смленск, 2002 г. Стр.99.

[42] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 66.

[43] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 24.

[44] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 83.

[45] Там же. Стр. 84.

[46] Там же. Стр. 86.

[47] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 25.

[48] Там же.

[49] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 78.

[50] Гомер. Т. 2. Одиссея. – М., 2003 г. I, стр. 23.

[51] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 105.

[52] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 24.

[53] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 106.

[54] Там же. Стр. 104.

[55] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 86.

[56] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 26.

[57] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 87.

[58] Там же. Стр. 88.

[59] Гомер. Т.2. Одиссея. – М., 2003 г. XIX, стр. 296.

[60] Там же. XXIV, стр. 363.

[61] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 91.

[62] Энциклопедия. Искусство. Т.2. – М., 1998 г. Стр. 112.

[63] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 17.

[64] Там же.

[65] Ефремов И. Таис Афинская.//Молодая гвардия. 1972 г. №7. Стр. 22-23.

[66] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 27.