Смекни!
smekni.com

Древнее искусство народов юга Приамурья (петроглифы и скульптура) (стр. 3 из 6)

Нюкжинская писаница содержит далее разновременные группы рисунков. Наиболее древняя первая группа нанесена темно-красной охрой, внутри контура изображения полностью залиты краской. Здесь представлены животные пасущиеся, стоящие в спокойной позе, поднимающиеся вверх, спускающиеся вниз, матки оленей, стоящие с телятами в спокойной позе» сцены магической охоты и разнообразные зооморфные существа. Среди рисунков имеются и групповые и одиночные изображения людей. У человеческих фигурок расставлены ноги и разведены сторону руки. На двух рисунках изображены человечки, стоящие поодиночке около кругов, напоминающих солярные знаки, в окружении красочных пятен третьем группа людей проследует пасущихся животных Вторая группа рисунков выполнена контурными линиями более светлой охрой. Сюжеты этой группы рисунков гораздо разнообразнее. Здесь изображена загонная охота с луком, сцены, включающие рисунки, напоминающие солярные знаки, животные, стоящие в спокойной позе, у которых обозначены пищеводы с желудками. Только одно животное в этой группе находится в движении. Люди здесь нарисованы с расставленными в сторону ногами и разведенными руками. Все они показаны в движении и являются участниками изображенных событий. Третья и четвертая группы Быркинской писаницы по манере передачи изображения и тематики близки ко второй.

В очень близкой стилистической манере древний человек изобразил на Среднешайкинской писанице скачущего козла. Это пока единственное изображение в Сибири и на Дальнем Востоке, которое не имеет себе аналогов на писаницах.

Рисунки животных расположены по вертикали, вверх и вниз головой, под углом, без трактовки ушей и рогов. Головы у них параболоидные. Древний человек передавал их как бы двумя очертаниями: вначале он наносил голову и туловище затем подрисовывал ноги. Эта манера является одной из характерных особенностей передачи животных на ранних этапах наскального искусства в таежной зоне Приамурья. По внешним признакам трудно определить, каких животных пытался изобразить художник. У них голова приопущена, длинные массивные туловища, непропорционально короткие нога. У двух фигур на Среднешайкинской писанице и на плите из нюкжинского жертвенника на конце морды имеются подтреуголь-ные выступы. Можно предположить, что это - стилизованные изображения носорогов. О том, что рисунки, выполненные бордовой охрой, на Среднешайкинской писанице являются наиболее ранними, говорит следующий факт: рисунки эпохи бронзы расположены на менее удобных второстепенных плоскостях, а в одном случае даже нанесены поверх более ранних.

На Бутыхинской писанице изображение человека и животных выполнены в реалистической манере. На ней впервые на писаницах таежной зоны Приамурья появляются фигуры птиц и охотничьи изгороди.

Изложенные материалы позволяют сделать следующие выводы. В плейстоцене основным объектом промысла были крупные животные и животные, ведущие стадный образ жизни. В одиночку человек не мог их добывать, охота была коллективной. И в наскальных рисунках таежной зоны Приамурья ведущее положение занимает зверь, служивший основным источником существования: носорог, бизон, лошадь и т.д. Но в конце плейстоцена - начале голоцена изменились климатические условия. Сменились и объекты промысла. Происходят подъем в развитии материальной культуры и ломка в мировоззрении древнего человека. Этот период в наскальном искусстве характеризуется появлением изображений современной голоценовой фауны и выходом на сцену человека и духов - помощников в зооморфном, зооантропоморфном и птицеообразном отличиях.

Писаницы периода неолита и раннего металла таёжной зоны Приамурья по стилистическим особенностям и тематике делятся на «таежные» и «степные». «Таёжные» писаницы расположены по всей территории таёжной зоны, а «степные» - в лесостепной зоне Приамурья.

К наиболее ранним памятникам «таёжного» стиля можно отнести наскальные рисунки писаницы, расположенной у бывшего пос. Средняя Нюкжа. По окраске и манере изображения наскальные рисунки Средней Нюкжи делятся на четыре группы.

К первой группе рисунков относятся реалистически выполненные изображения оленя. По величине и расположению на плоскости оно занимает центральное место. Недаром в более позднее время с оленем нарисовали шамана, совершающего магический обряд. Полное первоначальное изображение этого животного не сохранилось. Голова оленя была подправлена в более позднее время. Древние люди, которые оставили изображение шамана на и рисунки, входящие в третью группу, подправили и голову оленя. Очень реалистично изображены три ноги (одна передняя и две задние). Передняя часть оленя немного приподнята и слегка развернута к зрителю. Создается впечатление, что животное вот-вот придёт в движение.

О раннем возрасте первой и второй групп рисунков свидетельствует тот факт, что изображение четвёртой группы этой же писаницы, датированные 11 тыс. до н. э., как бы подрисованы на второй группе рисунков сбоку на оставшемся свободном, менее выгодном месте.,

Эталоном писаниц для поздненеолитического этапа таежной зоны Приамурья является памятник с р. Геткан. Он сохраняет всё ранненеолитические традиции в изображении некоторых животных, но содержанию его гораздо шире и своеобразное. Многие животные выполнены довольно реалистично. Одни из них стоят в спокойной позе со вскинутыми головами, другие как бы поднимаются в гору. Сохранились ещё традиции изображения животных с параболоидными головами. На одной из плоскостей изображение животного полностью котирует рисунок на базальтовой плите, которую перекрывал культурный слой нюкжинского жертвенника. Но на Гетканской писанице в изображении животных уже четко прослеживается и новая тенденция.

Появляются изображения животных с клинообразными головами, без выделения шеи, и животные, нарисованные сплошной линией. У последних эллипсовидные головы на тонкой шее высоко вскинуты, туловище обозначено сплошной горизонтальной линией, четыре длинные ноги расположены перпендикулярно к туловищу.

На Гетканской писанице появляются и совершенно новые образы - символ вселенной в виде круга с вписанным крестообразным начертагаем, с рогами оленя, свернутые в клубок змеи. Изображения людей тоже представлены гораздо шире и разнообразнее. Выполнены они тремя видами техники: сплошными и контурными линиями, а также заливкой внутри контура краской. Все человеческие фигуры, как и в более раннее время, показаны в фас и в профиль.

Все изображения людей на этой писанице представлены в движении: они преследуют зверя, танцуют, взявшись за руки, или совершают магические обряды. Многие из них не просто люди, а духи или боги, которые своей пляской и молитвами добывают счастье людям. У них трехпалые руки разведены в стороны, округлые головы окружены небольшими черточками, у всех указаны фал осы.

В позднем неолите в наскальное искусство Приамурья вписывается новая стилистико-тематическая тенденция, которая прослеживается вплоть до рубежа нашей эры. С этого времени в таежных писаницах существуют два стиля. Во П тыс. до н. э. они более четко оформились. В дальнейшем мы их будем называть «оленеводческими» и «охотничьими» - по хозяйственным укладам, которые отражены в рисунках. «Оленеводческие» писаницы расположены в среднем течении Олёкмы и по левобережным притокам Амура, «охотничьи» - в бассейне Шилки и в верховьях левых притоков Аргуни.

«Оленеводческие» писаницы сохраняют неолитические традиции в написании животных и антропоморфных фигурок, но сюжеты развиваются, в них появляются оленеводческие сцены. Наибольший интерес среди «оленеводческих» писаниц представляют наскальные рисунки, обнаруженные ниже устья р. Укурума на левом берегу Олёкмы, выполненные ярко-красной охрой. По стилю написания, цвету краски и сохранности наскальные изображения Олбкмы можно отнести к одному времени.

На «оленеводческой» писанице изображены человеческие фигуры, лодки, животные, люди, едущие на животных и ведущие их на поводу. По богатству сюжета эта писаница гораздо выразительнее предшествующих неолитических изображений. На ней отражено возникновение животноводства.

По стилю изображения животных и людей четвертая группа рисунков Средненюкжинской писаницы отличается от олёкминской, но по сюжетам они близки. На обеих писаницах показаны сцены оленеводства. Сближает их и обнаруженный одновременно материал из культурных слоев жертвенников. Следовательно можно говорить о том, что рассмотренные нами писаницы по времени близки друг к другу. Их можно датировать концом II - началом I тыс. до н.э.

К неолитическим наскальным рисункам "охотничьего" стиля относятся изображения лосей на седьмой плоскости Усть-цоронской писаницы. Это первое реалистически выполненные рисунки лосей на писаницах Приамурья. Два верхних лося переданы сплошными линиями по контуру из вишневой охры. Третья фигура лося нанесена сплошной заливкой по контуру бордовой охрой. По манере написания они близки друг другу, но, судя по цвету краски и технике передачи, нарисованы разными художниками. У фигур лосей изображены характерные для этого животного черты: отвисшая верхняя губа, приподнятая холка, приопущеная грудина; но такая наиболее существенная деталь, как подшейный клок, не указан.

Наскальные рисунки "степного" стиля. Специфической чертой писаниц этого стиля являются изображения антропоморфных фигурок цепочками, оградок, заполненных рядами округлых пятен, и систематизированных рядов, состоящих из округлых пятен. Хронология их выявляется на основании материалов жертвенников и стилистического сравнения между собой.

К наиболее ранним памятникам "степного" стиля относятся Урулюнгуй I. На ней нанесены оградка с вписанными по контуру антропоморфными фигурками, птицы, змееобразные существа, животное, систематизированные ряды округлых пятен и антропоморфные фигурки, расположенные поодиночке и цепочками.