Смекни!
smekni.com

Древнее искусство народов юга Приамурья (петроглифы и скульптура) (стр. 4 из 6)

Жертвенник Урулюнгуй I содержал три культурных горизонта. Первый, на основании найденных предметов, можно датировать не позднее середины I тыс. до н. э. Второй горизонт - керамика, орнаментированная мелкими отпечатками материи. Подобная керамика для бассейна Верхнего Амура характерна с середины IV тыс. до н. э. до середины П тыс. до н. э. Третий горизонт, по материалам, его формам и традициям обработки поданалоги только в комплексе вещей памятника Новопетровка II, датируемого IV - V тыс. до н. э. Этим временем можно датировать и памятник Урулюнгуй I.

Наскальные рисунки писаницы Урулюнгуй I по стилю написания находят близкие аналоги в памятниках Нортуй I и дровяной.

На писанице Цорон III представлены бессистемные скопления и систематизированные в прямоугольные очертания округлые пятна, животные, антропоморфные фигурки, бегущие поодиночке, друг за другом и расположенные цепочками, птицеобразное существо и сплошные линии.

На Цоронской писанице в отличии от Урулюнгуйской появляется новая манера: передача антропоморфных фигурок с выставленными вперед ухватообразными руками и антропоморфных фигурок, держащих в руках щиток или луки. Животные на писанице выполнены в прежней стилистической манере, только у некоторых овальными начертаниями добавлены головки. Они расположены поодиночке и попарно.

Итак, рассмотрев писаницы таежной зоны Приамурья эпохи неолита и раннего металла, мы установили, что по стилистическому написанию и тематике сюжетов, начиная с раннего неолита, они четко делятся на два стиля - "таежный" и "степной". Не позднее конца неолита в "таёжной" стиль вклинивается свежая стилистико-тематическая волна. С этого момента "таежный" стиль разделен нами на "охотничий" и "оленный". Если стилистические особенности памятников "оленного" стиля имеют связующие звенья с ранними наскальными изображениями таежной зоны Приамурья, то писаницы "степного" и "охотничьего" стилей, несмотря на своё широкое территориальное распространение, таких связующих звеньев не имеют. "Охотничьи" писаницы своими корнями уходят в неолит и глазковское время Прибайкалья, а корни происхождения памятников "степного" стиля остаются пока загадкой.

2.2 Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль

На Нижнем Амуре (в Восточном Приамурье) петроглифы находятся на расположенных на берегу базальтовых валунах, частично — на скалах береговой террасы. По названию крупнейшего памятника —- Сакачи-Алян (село Сакачи-Алян, 60 км от Хабаровска) — нижнеамурские петроглифы объединены в сакачи-алянскую группу. Они относятся к эпохе неолита и выполнены в период около X тысячелетия — IV—III тысячелетий до нашей эры; некоторые рисунки созданы в эпоху раннего железного века — Пт1 тысячелетиия до нашей эры (есть и более поздние, относящиеся к началу I тысячелетия нашей эры). Более ранние петроглифы нанесены техникой желобчатой выбивки при помощи каменных орудий, позднейшие вырезаны на поверхности валунов. По большей части они изображают личины, скорее всего, это запечатленные в камне ритуальные черепа-маски и образы антропоморфных мифологических персон. Встречаются также образы животных, птиц, лодок, змей. Спиральный орнамент петроглифов является символическим воспроизведением образа змеи и отражает бытовавший среди создателей рисунков культ этого существа

Всю эту резко локализованную также и в пространстве группу памятников древнего искусства Дальнего Востока можно назвать по наиболее характерному и самому богатому памятнику сакачи-алянской группой петроглифов. По богатству и яркости первое место среди них занимает, конечно, Сакачи-Алян. Затем следует Шереметьевское. Своеобразие петроглифов в Сакачи-Аляне выражено в их топографии, в том, где и на чем именно они выполнены.

Количество древних изображений в Сакачи-Аляне удалось установить лишь приблизительно. Амур большую часть года перекрывает свои песчаные берега, а вместе с ними и валунные россыпи, среди которых находятся камни с изображениями. Многие из них, вероятно, погребены в песке. В процессе изучения сакачи-алянских рисунков нам не раз приходилось производить небольшие раскопки, чтобы освободить от песка ту или иную часть глыбы с изображениями.

Следует сказать далее несколько слов о технике выполнения таких изображений. Древний мастер, художник, работавший над этими изображениями, пользовался архаическими приемами обработки камня. Никаких доказательств применения металлических инструментов нет. Нужно думать, что употреблялись только каменные отбойники в виде простых галек, более твердых, чем базальт. Мастер того времени работал над своими рисунками так же, как трудился над каменными топорами. Он ударял камень о камень, выкрашивал кристалл за кристаллом, кусочек за кусочком, пока в ней не образовались мелкие, точечные углубления - ямки, сливавшиеся затем друг с другом в сплошное пятно, в желобок. Так шла медленная и упорная работа ваятеля, пока, наконец, дикий, необработанный камень не приобретал желаемую форму, пока на нём (или, вернее, из него) не появлялся желанный образ, существовавший до этого в сознании художника.

Рисунки сакачи-алянской группы в большинстве рельефные, почти скульптурные. Можно сказать, что они, как правило, представляют собой в собственном смысле слова не рисунки, а скорее барельефные изображения. В тих случаях, когда рисунки выбиты желобками на плоскости, их можно назвать горельефными изображениями. В сущности оба эти понятия в данном случае применимы здесь в одинаковой мере, с одинаковым правом, потому что практически и та, и другая техника одновременно представлены в различных образцах петроглифов, не отделены друг от друга какой-то резкой гранью и переходят взаимно друг в друга даже в одном и том же произведении. В одних случаях лижна оформлена линиями, представленными в положительном рельефе, выпукло, техникой барельефа. В ЙШ - желобками, отрицательным рельефом, т.е. горельефным способом. Слово "скульптурные изображения", конечно, в данном случае имеет определённое содержание. Оно означает, что речь идёт не о скульптуре в настоящем смысле слова, а лишь об определенной тенденции к объёмному изображению, а не к строго плоскому, как это мы видим во всех наскальных случаях, например при изображении морды и глаз лосей на некоторых наиболее реалистичных петроглифах Каменных островов. Но такая тенденция в сакачи-алянских петроглифах существует и выражена вполне определенно.

Одна из черт, которой объединяются изображения этой группы, - их сюжеты. Сюжеты эти отличаются выраженным постоянством, причем, постоянство это определенного рода, не такое как на таёжных писаницах Сибири. Там в ранних петроглифах господствует один образ, один сюжет - лось. Здесь же комплексно выступают во всех основных местонахождениях Нижнего Амура и Уссури - в Сака-чи-Ашше, Шереметьевском, Кии - пять сюжетов: личина, птаца, змея, лодка, олень-лось.

Центральное место среди изображений Сакачи-Аляна занимают и странным образом стилизованные антропоморфные лица - "личины". Личины эти объеди-няются общими для них чертами формы и стиля. И, прежде всего тем, что это не престо лица как таковые, а в подавляющем большинстве именно личины, т.е. условные, абстрагированные, изображения человеческих лиц. Личины настолько разнообразны, что трудно свести их в сколько-нибудь определённые, устойчивые группы или типы.

Исходя из наиболее устойчиво повторяющихся признаков, проще всего разделить личины по их общим очертаниям, по форме лица. Основой, характерной для большинства изображений формой личины был овал, правильный, симметричный по очертаниям. В других случаях мы видим личину яйцевидно-овальную, обращенную суженным концом вниз. Встречаются такие личины в форме более или менее правильной окружности. Следующую группу личин представляют личины трапециевидной или, что еще реже, прямоугольной формы. Отдельно выделяются далее личины с овальной верхней частью и прямо срезанным основанием, своего рода гибрид овальных и прямоугольных форм.

Замечательной чертой ряда личин является то, что они резко расширены вверху, где находятся огромные, круглые глаза, и столь же круто суживающие книзу, образуя узкий, округлый или прямо срезанный подбородок. Такие личины напоминают морду обезьяны, а вместе с тем и череп. Их можно назвать поэтому обезъяновидными или черепными личинами.

В последнюю группу объединяются личины без внешнего контура, с одним только заполнением или с его элементами в виде парных кругов или концентрических овалов.

Таким образом, можно выделить следующие типы личин:

Овальные.

Яйцевидно-овальные,

Трапециевидные.

Прямоугольные.

С овальной вершиной и прямым основанием.

Обезъяновидные или череповидные.

Парциальные.

Характерной чертой ряда личин являются их обрамленные скулы в виде ореола из коротких полосок, "сияние". Иногда лучи эти достигают значительной длины и образуют своего рода корону. В других случаях они окаймляют личину не только на её темени, но и по всему контуру. На большой Шереметьевской личине такое обрамление может означать в одних случаях волосы на голове и бороду, как у айнов; в других - головной убор из перьев.

Особо выделяются два изображения животных - лосей. У них реалистически живо переданы формы тела, в особенности голова. Специфической особенностью обеих этих фигур является наличие в них орнаментальных деталей в виде завитков-спиралей и кругов, условно изображенных, как мы думаем, внутренние головы - кишечник, сердце, почки, печень.

Большой интерес вызывают такие фигуры, которые можно назвать тиграми. О том, что это именно тигры, свидетельствуют оформление их туловища поперечными полосками, напоминающими полосатую шкуру амурского тигра.