Смекни!
smekni.com

Древнее искусство народов юга Приамурья (петроглифы и скульптура) (стр. 6 из 6)

Искусство амурского неолита развивалось не изолированно. Еще Л.Я. Штернберг показал, что в древности существовали контакты между носителями культуры дзёмон, предками айнов, племенами Индонезии, а также Полинезии. Следствием таких связей служит широкое распространение спирального орнамента, в основе которого находится культ змеи. Этот вывод может быть распространен и далее - на Австралию и Вьетнам.

В мезолите и неолите существовали самостоятельные группы племен. Им принадлежали такие же независимые, можно сказать, «суверенные» культуры, имевшие много общего в силу сходства образа жизни и в силу взаимных многообразных контактов, а вместе с тем и глубоко своеобразные. Одной из таких культур и была культура нижнеамурских неолитических племен, мощной очаг высоко развитого по тем временам яркого искусства, влияние которого, надо думать, сказывалось далеко за пределами этого района.

На почве искусства неолитического населения Нижнего Амура возникли столь же своеобразные петроглифы в Сакачи-Аляне, в Шереметьевском, на р. Кии - Чертово Плёсо. Для них характерно применение спирали как основного формообразующего элемента, наличие таких же в принципе антропоморфных личин как и в орнаментике неолитической керамики. Петроглифы Нижнего Амура следует выделить как особую область из всех известных древнейших в Северной Азии областей наскальных изображений. Они отличаются от других групп петроглифов сюжетами - преобладанием преобладанием личин врепертуаре, так и стилем, которым представлен особый художественный мир Им свойственна тенденция к абстракции, к орнаментализму.

Социальной почвой этого искусства было родовое общество с тайными мужскими союзами, обрядами инициации - посвящения юношей, в которых исключительную роль играли маски как средство перевоплощения участников мистерий в духов.

В наскальных изображениях Нижнего Амура отразились и последующие события исторического процесса на Амуре: деятельность ранних тунгусов - мохэских племён, предков бохайцев и чжурчженей, а также более поздние миграции на Амур оленеводческих групп северных тунгусов. I Проникновение в долину Амура поздних тунгусе оленеводов,

Возможно, вышедших из Прибайкалья, также наглядно отражено группой наскальных рисунков у бывшего стойбища Май, где ясно выражена оленеводческая тематика.

2.3 Архаринская группа петроглифов: датировка, образы и стиль.

Петроглифы Западного Приамурья впервые, вероятно, предстали перед взглядом ученых в 1902 году. По информации краеведа Саенко, автора первой публикации об Архаринской писанице (1930 год), на реке Архаре побывала экспедиция, которая рядом с петроглифами оставила надпись «Экспедиция 1902 года» [19]. Известно, что в августе — сентябре 1902 года на Амуре между станциями Поярково и Радде и на прилегающих территориях работала экспедиция Г. Ф. Белоусова, командированная Российским географическим обществом «с целью осмотра мест, достопримечательных в археологическом отношении» [20]. Материалы экспедиции пока не удалось обнаружить.