Реферат
по культурологии
Рецензент:
Глава I. Древний Египет в истории мировой культуры
Глава II. Искусство Древнего Египта
Глава III. Древнеегипетский эталон красоты
Истоки современной мировой культуры восходят в значительной степени к греко-римскому миру, а последний в свою очередь, был наследником культуры Древнего Востока, в создании которой Древний Египет играл большую роль.
Вкладом Древнего Египта в мировую культуру было изобретение писчего материала, известного под названием «папирус» из одноименного водного растения, произраставшего в Ниле и внутренних водоемах Египта. «Папирус» был во многом похож на бумагу. Изобрели его где-то в IV тысячелетии (для сравнения – в Китае во 2 в. до н. э.) Подумать только, папирус являлся главным писчим материалом, как на Ближнем Востоке, так и в Европе до 8 в., а то и позже.
Как хорошо известно, родоначальником большинства алфавитов в мире был алфавит – финикийский, который в свою очередь испытал на себе значительное влияние египетского. кроме того египетский алфавит повлиял на формирование алфавитов Сирии и Палестины.
В отношении науки греки и другие народы заимствовали египетские достижения в математике. Египтяне создали календарь (год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительных дней в конце года – 365 дней). Наконец принцип разделения суток на 24 ч, ставший достоянием всего человечества, тоже египетское изобретение. Греки заимствовали у египтян и медицинские познания.
Но греческий и римский мир заимствовал у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины, но и испытал влияние сюжетов египетской литературы, приемы египетской лирики. Египетские сюжеты через греческую литературу и Библию попали даже в литературу средневековой Европы и до сих пор бытуют у них. Греки и римляне заимствовали некоторые египетские божества. Христианство также заимствовало многие египетские элементы религии.
Греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней цивилизацией Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру.
Глава II. Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта достаточно многообразно. В Гизе, неподалеку от нынешнего Каира до сих пор стоят 3 величественные пирамиды. Величайшая из них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота 146 или 147, а длина основания каждой грани – 230 метров или 233. Охранять их был призван колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Датирован этот некрополь III тысячелетием до н. э. Были и другие гробницы фараонов, которые в том или ином виде дошли до наших времен. Строились также гробницы вельмож.
Изобразительное искусство египтян было напрямую связано с религиозными верованиями (изображения животноподобных богов и богинь, изготовление мумий, связанное с существованием некой субстанции между душой и телом – Ка и т. д.). Задачей египетских художников было обеспечение умершему владыке посмертного благополучия. В связи с этим в гробницы ложились статуэтки слуг, делались росписи и рельефы с изображением войн, захвата пленных, пиров, охот, отдыха в кругу семьи, труда его рабов на полях, пастбищах и в ремесленных мастерских.
Как видим, искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много нимало дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Труд художников считался священнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы и живописцы были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Искусство должно было олицетворять вечность. Это воплощалось во всем, начиная от росписей и кончая статуэтками. Египтяне изображали голову и ноги в профиль, торс – развернутым. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефе изображалась не в профиль, а в фас, были редкими исключениями.
Среди рельефов широко известны портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира», «Мужская голова из собрания Салет» (Лувр, известняк). В изготовлении рельефов и скульптур использовались также песчаник, базальт, диорит.
Что качается письменности, то изображение для египтян – это, прежде всего, знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Письменность, как искусство, была частью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы.
Один из самых древних египетских рельефов – шиферная палетка фараона Нармера (3 тыс. до н. э.), но сам рельеф представляет собой надпись-пиктограмму (здесь изображение и письмо тождественны). В дальнейшем это останется: искусство – это отчасти письмо, а письмо – отчасти искусство. Египетская письменность шла по эволюции от пиктограмм к идеографии, где рисунок обозначает слово или понятие. Египетские иероглифы – символические письмена-рисунки. Например, если, положим, писалось слово со значением «плыть», то перед ним помещали рисунок корабля.
В 16 – 11 вв. до н. э. в Египте получает широкое распространение строительство храмов (храм Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (близ Фив), храм в Абу-Симбеле). Неотъемлемыми частями храмов были обелиски, мощные столбы, громадные статуи, статуэтки, рельефы росписи и др. Причем в этот период в изображениях усиливаются светские мотивы: пиры, праздники, одевания и косметические процедуры, танцовщицы, приемы послов. Прежнее расположение частей тела несколько изменяется: в фас, в три четверти, даже со спины; фигуры заслоняют одна другую.
Царствование фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. связано с обращением в искусстве к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Возникают портреты Эхнатона, где впервые в истории Египта фараон изображался просто человеком, а особенно – портреты его жены Нефертити. В свою очередь открытие гробницы Тутанхамона дало искусству прекрасные золотые саркофаги и украшения, представляющих художественную ценность, много рельефов и скульптур, отражающих человеческие чувства: любовь, переживание, скорбь и т. д.
В своем развитии древнеегипетское искусство прошло несколько стадий: от религиозных представлений и религии к человеку, с его заботами и переживаниями, причем последнему придавалось большое значение лишь в 16 – 11 в. до. н. э.
Глава III. Древнеегипетский эталон красоты
В 1912 г. при раскопках г. Ахетатона (теперь селение Амарна в Египте) была найдена мастерская «начальника скульпторов» Тутмеса, а в ней – 3 скульптурных изображения жены Аменхотепа IV – Нефертити. Все они хранятся в Берлинском музее. 1 изображение выполнено из известняка, высотой 50 см, 2-ое – песчаник, высота – 19 см, 3-ее – известняк (статуэтка), высота – 40 см.
На 1-ом изображении перед нами лицо молодой женщины с нежным овалом, небольшим ртом, тяжелыми веками, слегка прикрывающими глаза. На ее голове надет высокий головной убор, который носили царицы в конце XVIII династии, и кажется, что тонкая длинная шея слишком хрупка для такой тяжести. Золотая с цветными вставками повязка обвивает этот убор, пестрое ожерелье обрамляет плечи. Выражение лица спокойное, величественное.
Второе изображение не окончено – не доделаны уши, не вставлены глаза, отсутствуют брови и головной убор. Но неоконченность произведения все-таки больше отражает реальное (бытовое). Щеки, виски, шея, чуть улыбающийся рот (на губах еще слегка поблекшая красная краска) – все это создает еще один образ египетской женщины-царицы.
Третье изображение Нефертити представляло собой статуэтку, на которой она предстает перед нами постаревшей, поблекшей, исхудавшей. Окаменевшее лицо (холодное как камень), слегка опустившиеся уголки губ, заостренные черты лица, во всем облике сквозит утомление.
Мраморный портрет Клеопатры находится теперь в Британском музее в Лондоне. Прямой нос, небольшой рот, овальное лицо, тонкие губы создают ту плавность и в то же время строгость линий лица. Перед нами образ женщины, которая была царицей Египта во второй половине I в. до н. э. В борьбе за власть она была любовницей то Гнея Помпея-младшего, то римского полководца Гая Юлия Цезаря. то римского полководца Антония. Греческий историк I – II вв. н. э. Плутарх писал: «Красота Клеопатры была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимой прелестью, и поэтому ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад и на любое наречие». Обаяние иной раз бывает выше красоты, а ум никогда не оказывается лишним: Клеопатра знала много языков и в том числе латынь.
Красота – порождена обществом и является неизменяемым его атрибутом. Однако еще Платон приводил такую аналогию. Представим себе человека, который находится в пещере и прикован к столбу так, что к выходу, откуда поступает в пещеру свет, он всегда обращен спиной и поэтому не может видеть, что делается за пределами пещеры. И вот когда мимо входа в пещеру будут проходить люди, на противоположной от входа стене появятся тени этих людей и предметов, которые они несут. Прикованный человек сможет видеть лишь тени на стене, но будет принимать их за действительный мир, ибо не знает иного. Мы, говорит Платон, находимся в положении узника заточенного в пещеру. И если бы пленнику удалось выбраться из заточения, то он был бы ослеплен невиданной ранее красотой сияющего мира.
Красота – добро, истина, правда, целостная гармония, которая вызывает чувство любви, искреннего восхищения, возвышает человека, прикоснувшегося к ней, облагораживает его, зажигает нравственный свет. Однако в мире не существует какого-то одного эталона, образца гармонии. У каждого человека он может быть свой! Египетские скульпторы, например, изображали Нефертити с оттопыренными ушами, накрашенными губами, бровями и ресницами. Если даже они не ставили себе цель показать контраст перехода из молодости в старость, им это удалось. Кроме этого красота не может и не должна быть только телесной: телесная красота, соседствующая с бездуховностью, подобна красивому, спелому яблоку с гнилостным содержимым.