Смекни!
smekni.com

Древнерусская иконопись (стр. 3 из 4)

Оценить значение и роль иконы, глубину и широту ее влияния на церковную, государственную, общественную и личную жизнь русского человека, даже на его ментальность, на формирование его эстетических взглядов и предпочтений невозможно без разработки функционального аспекта в иконоведении. В связи с этим исследователями выделяется 21 основная функция иконы:

1. Догматическая: догмат иконопочитания — один из основных в Православии и на иконах проявляется христианская догматика.

2. Вероучительная: икона призвана учить, наравне со словесным образом.

3. Познавательная: икона иллюстрирует события священной истории, служа источником информации; являясь одним из способов явления Божественной истины, икона позволяет познать Бога и Божественное.

4. Свидетельская: икона есть свидетельство истинности Боговоплощения

5. Проповедническая: икона может безмолвно проповедовать, не доказывая, а показывая истину.

6. Храмовая: икона, например, в составе иконостаса — одна из составляющих православного храма.

7. Богослужебная: икона — часть литургии.

8. Антропологическая: христианская антропология основывается на сотворении человека по образу и подобию Бога, т. е. человек может рассматриваться как икона Бога.

9. Богословская: термин "икона" часто используется в богословии, иконами в широком смысле слова могут считаться не только живописные произведения, но и тексты (например, Евангелия), песнопения, вещи (священнические одежды, богослужебные сосуды), действия (богослужение), место (город, храм, алтарь и т. д.).

10. Историческая: икона (например, Владимирская икона Божией Матери) оставляет значительный след в истории, многие исторические события связаны с иконами.

11. Воинская: икона издревне сопровождала христианских воинов.

12. Напоминательная: образ являет и напоминает о первообразе.

13. Посредническая: икона — место встречи человека и Бога.

14. Родовая: семейные иконы сопровождают православного человека во всех радостях и несчастьях и передаются из поколения в поколение

15. Хозяйственная: икона освящает любую хозяйственную деятельность православного христианина.

16. Прикладная: иконопись породила прикладные виды ремесла и искусства, такие как подготовка иконных досок, собственно иконопись, изготовление окладов и пр.

17. Эмоциональная: икона служит источником эмоциональных переживаний.

18. Молитвенная: главная функция иконы, икона предназначена для молитвы.

19. Чудотворная: в связи с иконами отмечалось множество чудес.

20. Эстетическая: иконопись можно рассматривать как часть искусства, икона в музее выполняет эстетическую функцию.

21. Литературная: икона всегда связана с литературой, на протяжении истории они оказывают взаимное влияние друг на друга.

4. Икона - живописное произведение

Иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске. Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и на металле, и на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой и т. п.

Икона (от греческого "эйкон" - образ, изображение) совершенно не похожа на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обычно своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так сказать, "духовными очами", "внутренним" взором, - прежде всего глубинные "первосущности" вещей, "первооснову" всего бытия - то, что в античной философии называлось "эйдосами", или "идеями", а средневековые христианские мыслители именовали "первообразами", или "прототипами" всего вещественного материального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись поэтому - сакрально - ритуальное искусство, призванное возводить "внутренний" духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реальности изображения - например, вполне "земного", признанного "святым" аскета - к запредельному (или, как говорили в древности, к "небесному") смыслу - "прототипу" этого изображения. Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения исторической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художников той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи новгородской, псковской, тверской, ростово-суздальской, московской - в зависимости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера - иконописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные художниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев Древней Руси - Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.

Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой минеральными и растительными красками на яичной эмульсии - и покрывались затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозрачной масляной плёнки - олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг голов святых использовали светлые золотисто-жёлтые краски или же тончайшие листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверхпространство или "небо" запредельного божественного мира. При этом и в самом написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусским мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражавшийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творческого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения. Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной духовной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного мира сакральных ценностей.

Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения являлись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышавших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для эпохи средневековья.

Икона для православного сознания - это, прежде всего, рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах (по выражению Василия Великого (IV в.), ставшему своего рода богословской формулой, - "книга для неграмотных"), т.е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т.п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам. Отсюда нравственная функция иконы - формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому - выразитель и носитель главного нравственного принципа христианства - человечности, всеобъемлющей любви к людям, как следствия любви Бога к ним и людей к Богу.

Икона - это визуальный рассказ, но не о повседневных событиях, а об уникальных, чудесных, в том или ином смысле значимых для всего человечества. Поэтому в ней не место ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ.

5. Икона в современной России

Для современного человека, воспитанного вне христианских традиций, уже первая ступень оказывается труднопреодолимой. Вторая ступень соответствует уровню оглашенных в Церкви и требует некоторой подготовки, своего рода катехизиса. На этом уровне и сама икона является катехизисом, той самой "Библией для неграмотных", как ее называли св. отцы. Четвертый уровень соответствует обычной аскетической и молитвенной жизни христианина, в которой требуются не только интеллектуальные усилия, но прежде всего духовная работа, созидание внутреннего человека. На этой ступени уже не мы постигаем образ, но образ начинает действовать в нас. Здесь икона как текст становится не столько носителем информации, сколько возбудителем информации внутри созерцающего. Четвертый уровень открывается на высших ступенях молитвы. Св. Григорий Палама предполагал, что иные иконы нужны новоначальным, иные мирянам, иные монахам, а истинный исихаст созерцает Бога вне всякого видимого образа. Как видим, вновь выстраивается определенная лествица, взбираясь по которой мы вновь приходим к Прообразу Непостижимому - Богу, дающему всему начало.

Итак, чтобы понять, что такое икона, сосредоточим внимание на первых двух ступенях - буквальном и аллегорическом.

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак - символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию так же, как письменный или печатный текст передает информацию, используя алфавит, который тоже не что иное, как система условных знаков. Язык иконы постичь не намного труднее, чем любой из существующих языков, например, иностранный, но современному человеку он кажется более сложным в силу того, что на наше эстетическое восприятие сильное влияние оказали реализм (в нашей стране - соц. реализм) и кинематограф, с их тотальной иллюзорностью. Искусство иконы полностью противоположно этому - икона аскетична, сурова и совершенно антииллюзорна. Забвение языка иконы произошло также под влиянием западного искусства, в котором со времен Возрождения утвердился определенный эстетический идеал. Но через модернизм и авангард Запад вернулся к знаковой природе искусства, в том числе и церковного, а в нашей церковной эстетике продолжают господствовать сладкие натуралистичные изображения, не имеющие, ни художественной, ни духовной ценности. Икона - это откровение о новой твари, о новом небе и новой земле, поэтому она всегда тяготела к принципиальной инаковости, к изображению иноприродности преображенного мира.