Точное местоположение скульптурной группы Афины и Марсия неизвестно. Легенда гласила, что Афина изобрела двойную флейту. Играя на флейте в лесах горы Иды, она увидела случайно свое отражение в ручье и с отвращением отбросила флейту. Флейту нашел сатир Марсий и достиг такого высокого совершенства в игре на ней, что позднее вступил в состязание с Аполлоном, за что и поплатился жизнью. Возможно, что эта группа была изваяна Мироном, знаменитым афинским скульптором, родом из Элевтер. Он упомянут у Афинея со ссылкой на книгу Полемона об Акрополе (Афиней, XI, стр. 486(1). Статуи Марсия и Афины, а также “Дискобола” работы Мирона известны нам по римским копиям и могут быть датированы не раньше, чем последней декадой перед серединой V в. Об этой статуе говорит и Плиний: “Мирон создал статую сатира, восхищенного флейтой, и Афины” (Плиний, Естественная история, XXXIV, 57). Изображение этой сцены на афинской монете для нас наиболее интересно. Несмотря на плохую сохранность изображения, можно различить, что Афина отбрасывает флейту, а сатир оцепенел от изумления.
Сохраненный у Афинея фрагмент из комедии поэта Меланиппида, может быть, навеян этой группой Мирона: “И Афина, отбросив инструмент священной рукой, сказала: “Погибни, постыдный, позор моего тела, ибо этим я сама себя делаю безобразной"” (Афиней, XIV, 616е—f).
История спора Афины и Марсия была излюбленной у афинян темой, которая символизировала превосходство лиры над флейтой, а следовательно, и эллина над неэллином.
Сцена борьбы Тесея с Минотавром представлена на монетах Афин в трех разных вариантах: 1) обнаженный Тесей, держа дубинку в правой руке, попирает быка, упавшего на левое колено; 2) Тесей, выпрямившись, с поднятой дубинкой в правой руке и шкурой льва - в левой, бросается на падающего Минотавра; 3) Тесей и Минотавр изображены стоящими: Тесей держит дубинку в правой руке, высоко подняв ее для удара, схватив одновременно Минотавра левой рукой за правый рог. На всех трех люнетах Минотавр изображен в виде человека с головой быка, так же как и в вазовой живописи.
Статуя Фрикса, приносящего в жертву барана, может быть, тожественна со статуей скульптора Навсида. Ему принадлежала сходная по теме скульптурная группа (ср. Плиний, XXXIV, 80). Легенды о Фриксе, чуждые Аттике, были распространены в Беотии, где Атамант, по легенде, собирался принести в жертву своих детей, Фрикса и Геллу (ср. Павсаний, IX, 34, 5).
В идиллии Феокрита “Геракл-младенец” рассказывается о подвиге десятимесячного Геракла, задушившего в колыбели двух ядовитых змей, посланных Герой (Феокрит, XXIV, 1 ел.; Пиндар, Немейские оды, 1, 50 ел.; Аполлодор, II, 4, 8). Скульптурное изображение Геракла со змеями, хранящееся в Эрмитаже (Санкт- Петербург), - римская копия с греческого оригинала. Трудно сказать, представляет ли она именно ту статую, которую видел Павсаний.
Упомянув о статуе работы Клеэта и продолжая путь дальше по дороге вдоль Парфенона, Павсаний описывает статую богини земли Геи, умоляющей Зевса о дожде “или когда сами афиняне нуждались в дожде или когда по всей Элладе стояла засуха” (I, 24, 3). Место статуи Геи известно по надписи, сохранившейся на скале: “Изображение плодоносящей Геи согласно оракулу”.
Вслед за статуей Геи Павсаний отметил статую Конона и его сына Тимофея. Первоначально афиняне поставили изображение отца; на пьедестале могли быть размещены трофеи, полученные Кононом в сражениях. Позже было принято решение поставить статую Тимофею, сыну Конона. Если предположить, что статуи отца и сына были поставлены вскоре после смерти каждого из них, то, по мнению Стивенса, статую Конона можно датировать первой четвертью IV в., а статую Тимофея, поставленную на общем с отцом постаменте, — серединой IV в. Лица статуй Конона и Тимофея были обращены к Пропилеям, так что их можно было видеть сразу при входе на Акрополь.
Затем Павсаний называет группу Пробны, “замыслившей убить своего сына Итиса, и (изображение) самого Итиса, которую посвятил Алкамен” (I, 24, 3). В музее Акрополя находится сходная по теме группа.
Обнаженный мальчик прижался к ногам Прокны, как бы желая спрятаться в складках ее одежды. Поза матери спокойна. Правда, фигура Прокны сохранилась очень плохо (отбиты голова, правая рука и левая рука ниже локтя).
Аттический миф считал Прокну дочерью афинского царя Пандия, сестрой Филомелы и Бутеса. Выданная замуж за фракийского царя Терея, сына Ареса, она родила ему сына Итиса. Терей, удалив Прокну из дома, совершил насилие над ее сестрой Филомелой и вырвал ей язык, чтобы она не могла рассказать об этом. Но Фнломела, выткав на одежде слова, дала знать Прокне о злодеянии. Сестры, желая отомстить Терею, убили Итиса и подали его тело Терею во время трапезы. Преследуемые разъяренным Тереем, они попросили богов превратить их в птиц. Боги смилостивились над ними. По одному варианту легенды, Прокна стала соловьем, Филомела - ласточкой, Терей - удодом; по Монументы Конона и Конона-Тимофея
другому - Прокна превратилась в ласточку, Филомела - в соловья, Терей - в ястреба.
Сохранившееся скульптурное изображение Прокны, решившейся на убийство сына, по мнению ученых, - слабая работа в художественном отношении. Она не могла принадлежать такому талантливому скульптору, каким был Алкамен. Однако группа найдена была на Акрополе. Поэтому Стивене, пытаясь найти этому объяснение, высказывает следующую гипотезу. Группа Прокны и Итиса работы Алкамена была разбита или увезена и позже заменена новой, выполненной значительно менее искусно. Возможно также, что посвятитель Алкамен, кроме имени, не имеет ничего общего со скульптором Алкаменом, учеником Фидия. Следует обратить внимание на то, что Павсаний говорит о посвящении статуи, а не об ее создании Алкаменом. Однако трудно Даже предположить, чтобы в самом почетном месте Акрополя знаменитый художник мог поставить посредственную работа, хотя бы и не свою Может быть, скульптура (V—IV вв ), найденная у западного бастиона, вообще не относилась к Акрополю и была лишь плохой копией скульптурной группы Алкамена.
Тематически постановка этой статуи на Акрополе вполне объяснима афинской легендой, говорившей о родственных связях Прокны с Бутесом и Эрехтеем Интересно, что сюжет найденной группы следует не афинскому, а другому варианту мифа Прокна должна убить сына одна, без
помощи своей сестры Замыслив убийство, Прокна еще не решается на него, а Итис доверчиво стоит около матери.
Вблизи Прокны находилась скульптура, посвященная очень популярной в Афинах теме - спору Афины и Посейдона. Эта скульптура изображалась и на афинских монетах Афина и Посейдон спокойно разговаривают друг с другом Змея Афины обви вает корни оливкового дерева, на плече богини сидит сова, в стороне oт дерева стоит Посейдон, держа в правой поднятой руке треножник, упирающийся концом в землю, с её левой руки свешивается плащ, у ног его дельфин, обычное условное изображение источника. По другую сторону дерева стоит Афина, с протянутой вперед правой рукой левая поддерживает копье и щит. Спор между ними уже решен Зевсом в пользу Афины.
Место постановки статуи неясно. Статуи Афины и Посейдона могли стоять рядом с группой Прокны и Итиса или напротив нее. Во всяком случае, обе группы были где то на севере восточного угла Парфенона, вблизи священного участка Зевса Полнея.
У самого входа в восточную целлу Парфенона, несколько южнее нее, стояла бронзовая статуя Ификрата, знаменитого афинского полководца сына сапожника, он благодаря своим способностям поднялся до высоких государственных магистратур, вел войны с фракийцами и одержал несколько побед над спартанцами во время Коринфской воины. Заботясь о создании армии более выносливои и подвижной в экспедициях, рассчитанных на долгий срок, он изменил вооружение наемников. Женой его была дочь фракийского царя Котиса. По словам Эсхнна (Речи, III, 243), постановка статуи Ификрата при его жизни была наградой за победа над спартанцами в 392 г (см Ксенофонт, Греческая история IV, 5 10 ел ) Из дошедшего до нас отрывка речи Ификрата видно, что он сам домогался у афинян этой почести (Аристотель).
Заключение.
Культура древней Греции оказала огромное влияние на развитие европейской культуры. Она была сначала перенята Римом , потом развита. Немаловажно отметить, что римская знать очень высоко ценила предметы искусства греческого происхождения, и они вывозились из Греции в огромных количествах.
После падения Римской империи и времён упадка европейской культуры, наступила эпоха возрождения, которая именно так и названа потому что развитие культуры продолжилось на основе достижений именно античной культуры, основным пластом которой была культура древней Греции.
Список литературы.
1. 1: Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;
2. 2.Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18.
3. Н.А.Дмитриева "Краткая история искусств",изд. "Искусство", М 1988 г.
4. 3. И.М.Дьякова "История древнего мира", Изд. "Наука", М., 1989 г.
ДЭ, "Из истории человеческого общества", т.8,Изд. "Педагогика", М., 1975 г.
5. ДЭ, "Искусство", т.12, Изд. "Педагогика", М., 1977 г.
6. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
7. Мифы народов мира, тт. I, II,Изд. "Советская энциклопедия", М., 1982 г.
8. Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
9. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
10. "История Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";