Создание скульптурной группы трех харит приписано Сократу по недоразумению. На афинской тетрадрахме три танцующие хариты были Знаком афинского магистрата по имени Сократа, В дальнейшем нетрудно было отожествить этого Сократа со знаменитым философом.
Скульптурная группа Гекаты Эпипиргидии (“Охраняющей башню”) состояла из трех фигур. Одна из них держала два длинных факела, другая - фиалу и факел, третья - сосуд для вина (энохою) и факел. Факелы и кувшины с вином - обычные атрибуты этой богини. Группы харит и Гекаты, поставленные у микенского бастиона, свидетельствуют, быть может, об их совместном культе, восходящем, вероятно, еще к древним временам.
В районе между Пропилеями и участком Артемиды Бравронии Павсаний прежде всего увидел статую Леэны (“львицы”). По поводу этого памятника он сообщает хорошо известную в Аттике легенду: “Когда был убит Гиппарх . . . Гиппий подверг ее (Леэну) всяческим издевательствам, пока она не умерла, так как он знал, что она была подругой Аристогитона, и полагал, что она ни в коем случае не могла не знать его замысла. За это, когда Писистратиды потеряли свою власть, афинянами была воздвигнута медная львица в память этой женщины, а рядом с ней стоит изображение Афродиты, как говорят, дар Каллия, творение рук Каламида” (Павсаний, I, 23, 1—2).
О героическом поведении Леэны возникали легенды. Плутарх полагает, что Леэна была посвящена в заговор Гармодия и Аристогитона, почему и была привлечена к допросу после их казни. “Во время допроса и требования назвать имена заговорщиков, еще не известных, она с изумительной твердостью хранила молчание. Она показала, что мужчины, любя такую женщину, не совершили ничего недостойного их. Афиняне захотели создать бронзовую львицу без языка, чтобы поместить ее в дверях Акрополя. Гордое мужество зверя говорило о непоколебимой твердости Леэны, а отсутствие языка - об ее молчании и скромности” (Плутарх, Моралии, О болтливости, 8, стр. 505 ел.).73
Статую Афродиты, стоявшую рядом со статуей бронзовой львицы, многие отожествляют со знаменитой статуей Сосандры Каламида, предполагая, что имя “Сосандра” (спасающая людей) было прозвищем Афродиты. От этой статуи сохранился пьедестал с надписью “Каллий посвятил. Создал Каламид”. Вероятно, это тот самый Каллий, именем которого назван мир с персами 449 г.
Лукиан в диалоге “Изображения” включает Сосандру Каламида в число лучших памятников Акрополя. Он отмечает скромность Сосандры и ее улыбку, спокойную и чуть заметную, а также простые и в порядке лежащие складки ее покрывала (Лукиан, Изображения.
Рядом со статуей Афродиты стояла бронзовая статуя Диитрефа, пронзенного стрелами. На постаменте надпись: “Гермолик, сын Диитрефа, посвятил первые плоды. Сделал ее Кресилад”. Павсаний считал, что здесь изображен Диитреф, афинский полководец времени Пелопоннесской войны (ср. Фукидид, VII, 23).
Среди работ Кресилада Плиний называет бронзовые статуи “Раненого воина” и “Перикла”. Плиний отмечает изумительную жизненность фигуры раненого воина. Гермолик из дема Скамбониды посвятил статую в честь отца, погибшего, вероятно, во время афинского похода в Египет. Изображения раненого воина распространены и в скульптуре, и в вазовой живописи; может быть, здесь сказалось влияние изображений воинов на фронтоне Эгинского храма Афины.
Павсаний, вероятно, ошибся, отожествляя фигуру раненого воина с полководцем V в. Диитрефом. Смерть Диитрефа в бою от стрел египтян, вооруженных обычно луками, ясно показана скульптором. Ошибка Павсания могла произойти по двум причинам: во-первых, имя Диитрефа было ему известно по сообщению Фукидида, который служил ему основным источником; во-вторых, полководец, упомянутый у Фукидида, также имел сына Гермолика. Поэтому Павсаний не мог понять, почему Диитреф пронзен стрелами, так как греки, с которыми он сражался, не употребляли лука. По-видимому, Гермолик (также сын Диитрефа), посвятивший статую, был отцом полководца Диитрефа и дедом Гермолика Младшего. Гермолик, посвятитель статуи, был родным братом афинского полководца Никострата из дема Скамбониды.
Недалеко от Диитрефа, по свидетельству Павсания (I, 23, 4), находилась статуя Афины Целительницы (Гигиен). Плутарх рассказывает о постановке этой статуи Периклом в качестве доказательства того, что сама Афина не только не сопротивлялась постройке Пропилеи, но и помогала довести работу до конца. “Самый энергичный и самый ревностный из мастеров, - писал Плутарх, -поскользнулся и упал с высоты. Он был в самом тяжелом состоянии, и врачи считали его положение безнадежным. Перикл упал духом, но богиня, явившись ему во сне, дала ему указание, как лечить пострадавшего. Применив это лечение, Перикл быстро и без труда его вылечил. В честь этого излечения он поставил медную статую Афины Целительницы на Акрополе подле алтаря, который, как говорят, существовал там уже раньше” (Плутарх, Перикл, 13). Ту же самую историю с небольшими вариантами передает и Плиний (Естественная история, XXII, 44). При этом он добавляет, что лекарством служила трава, названная после исцеления в честь богини “парфением”. Постамент этой статуи сохранился с посвятительной надписью: “Афиняне Афине Целительнице. Сделал Пирр, афинянин.”
Сообщения Плутарха и Плиния о поводе сооружения этой статуи (несчастный случай во время постройки Пропилеи) не подтверждаются. Статуя не могла быть здесь поставлена до окончания постройки Пропилеи. Характер надписи также позволяет ее датировать только двадцатыми годами V в. Вероятно, здесь еще в VI в. находилось святилище Афины Гигиеи. Поскольку при постройке Пропилеи бывшие здесь сооружения были разобраны, чтобы освободить место, вполне возможно, что после окончания работ Мнесиклом афиняне восстановили святилище. Существует и другое мнение, что афиняне посвятили статую Афине Гигиене в знак окончания эпидемии чумы в Афинах.
На пути к темену Артемиды Бравронии Павсаний упоминает о бронзовой статуе “Мальчика”, в руках которого сосуд со священной водой, работы Ликия, сына Мирона, и о “Персее” самого Мирона. Об этих двух статуях больше ничего неизвестно.
В округе Артемиды Бравронии Павсаний видел статую так называемого “деревянного коня”, сделанную из бронзы. “.. .Так как внутри этого коня, как говорят, скрылись лучшие из эллинов, то и в этом бронзовом изображении есть намек на это, и из него выглядывают Менесфей и Тевкр, кроме того, и сыновья Тесея” (Павсаний, I, 23, 10).
Аристофан в комедии “Птицы” упоминает о лошадях, огромных, как “деревянный конь” (стих 1128). К этому стиху схолиаст делает следующее замечание: “Аристофан, конечно, говорит не вообще о деревянном коне, но об его бронзовой статуе на Акрополе. Ибо на Акрополе поставлен деревянный конь с надписью: „Харедем, сын Евангела из дема Койле, посвятил". На Акрополе был воздвигнут бронзовый конь в подражание троянскому”. Сообщение схолиаста подтвердилось находкой на Акрополе двух верхних блоков пьедестала статуи с той же надписью, которую привел схолиаст. Однако он опустил имя мастера, стоявшее на постаменте:“Сделал Стронгилий”.
О Харедеме, сыне Евангела, нам ничего неизвестно. Стронгилия же Павсаний характеризует как художника, не имевшего себе равных в изображении быков и лошадей (Павсаний, IX, 30, 1). Стронгилий, по-видимому, был афинянином, покинувшим Афины после крушения Афинской державы.
В 414 г. были поставлены на сцене “Птицы” Аристофана. Посвящение Троянского коня на Акрополе может быть датировано несколько раньше. Поскольку памятник был воздвигнут незадолго до постановки комедии Аристофана и был еще новинкой для афинян, упоминание о нем в пьесе не случайно. У Павсания, относился к целой группе посвящений, представляющих мифологические сцены. “Из статуй, которые стоят после коня,—продолжает Павсаний, - статую Эпихарина, упражняющегося в беге в полном вооружении, сделал Критий, а Энобий известен своим славным поступком по отношению к Фукидиду, сыну Олора: он удачно провел постановление о возвращении в Афины Фукидида. Статуи Гермолика-борца и Формиона, сына Асопиха, я пропускаю, так как другие писали о них” (Павсанпй, I, 23,11—12).
Мраморное основание первой посвятительной статуи было найдено в районе между Пропилеями и Парфеноном с надписью: “Посвятил Эпихарин сын Офолонида. Сделали Критий и Несиот.”
Имя Офолонида восстанавливается, поскольку имена Харина, Эиихара и Харисия встречаются в семье Офолонида. Посвящение самого Офолонида может быть датировано около 490 г.; приблизительно через 15 лет после этого его сын Эпихарин одержал победу в состязании гоплитов. Если Эпихарин действительно победил в знаменитых состязаниях, установленных в честь победы при Платеях, то становится понятным и поручение изготовить его почетную статую знаменитым мастерам Критию и Несиоту, создавшим ранее статую тираноубийц, и то, что этот монумент воспроизводился на монетах Кизика. Бронзовая статуэтка в Тюбингене, может быть, является копией этой статуи.
О статуе Энобия нам ничего неизвестно, так же как и о статуе Гермолика, сына Евфина (или Евфойна), участника боев с персами и победителя в панкратии. Был ли он отцом Диитрефа Старшего, также нельзя сказать с определенностью. Геродот говорит об этом Гермолике как об афинянине, более всех отличившемся в сражении при мысе Микале. Он называет его искусным в борьбе и в кулачном бою. Погиб Гермолик в сражении у Кирна на о. Евбее.
Далее Павсаний описывает группу статуй, связанных с мифологическими сюжетами. “Тут дальше изображена Афина, бьющая силена Марсия за то, что он поднял флейты, хотя богиня хотела их забросить. Против этих изображений, о которых я говорил, находится легендарная битва Тесея против „быка Миноса" (Минотавра) ... Там стоит и Фрикс, сын Афаманта, перенесенный в Колхиду бараном. Принеся этого барана в жертву непослушному божеству. . . он, отрезав ему бедра по эллинскому обычаю, смотрит, как их сжигают. Там рядом находятся и другие изображения, в том числе и Геракла; он душит, как говорит сказание змея; там есть и Афина, выходящая из головы Зевса. Есть тут и бык, пожертвование совета Ареопага” (Павсаний, I, 24, 1—2).