Сейчас в мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди относят себя к атеистам, т.е. отрицают всякую религию и веру в сверхъестественное.
Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, всё большее число сфер человеческой деятельности высвобождается из-под влияния религии, с другой стороны, во многих странах роль и авторитет религии растёт.
Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь общества остаётся значительным. Ряд государств признаёт одну из религий государственной и обязательной.
Сегодня роль религии в возрождении и преумножении культурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.
Но идеализировать роль религии не следует. Виной многих конфликтов, войн, терроризма является религиозный фанатизм и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определённые виды деятельности, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освещались авторитетом церкви. Обещая освобождение в ином мире, религия призывает земную жизнь провести в покое и смирении, не противясь злу.
Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Свобода совести и вероисповеданий
Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.
Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…".
По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Искусство как вид духовного производства
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой интеллектуально-чувственное отображение действительности в художественных образах. В широком смысле понятие "искусство" - есть выражение мастерства в любой области деятельности. Синонимом искусства является понятие "художественная культура". Художник – это творец, отражающий жизнь через идеал, существующий в его сознании.
Искусство – один из видов духовного производства. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Сущность искусства, его происхождение и основные формы
Искусство зародилось около 40 тыс. лет назад как элемент религиозных ритуалов. Сначала это были различные имитационно-игровые формы поведения (имитация объектов и способов охоты, устные и демонстрационные обряды, обучающие молодёжь нормам и правилам жизни и т.п.), а также изображения, фиксировавшие значимые явления. Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных образах воспринимал мир первобытный человек. Это сцены охоты, ритуальные маски, первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы. На протяжении длительного этапа истории человечество художественное творчество "обслуживало" религиозные, образовательные и иные интересы, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к новому времени, т.е. в конце XVII века.
В основе художественного отображения действительности – не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нём содержалось обобщение, типизация, символизация, т.е. выражение общих черт подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Искусство, воплощая в себе идеологию, само становится её элементом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусство является феноменом общественного сознания. Оно отражает в себе все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии.
Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с тем, искусство отражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца.
Искусство как эстетическая деятельность
Искусство – это отражение и выражение жизни через идеал, как образ жизненного совершенства и красоты. Наукой о сущности и формах творчества по законам красоты является эстетика (от греч. – чувственное восприятие). Основные эстетические категории – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое – раскрываются через произведения искусства. Искусство призвано удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Создание совершенного, удовлетворяющего эстетический вкус человека, в решающей мере зависит от творческих дарований создателя произведения искусства.
Каковы же основные виды и формы искусства?
Виды искусства, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве, называются пространственными. Это архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.
Временными искусствами называются виды, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве (литература, музыка, радио искусство).
Виды искусств, где для воспроизведения художественных образов необходимо и пространство и время, называются пространственно-временными. Это театр, цирк, балет, пантомима, эстрада, кино, телеискусство.
За долгие века существования искусства менялись идеалы красоты и формы их воплощения в художественных произведениях. Своими характерными чертами и стилевым своеобразием отличалось древнеегипетское, месопотамское, древнеримское искусство и т.д. С XVII века в искусстве появляются относительно быстро сменяющие друг друга, параллельно сосуществующие стили и направления.
Основные стили и направления в искусстве XVII – XX в.в. приведены в нижеследующей таблице.
Названиестиля, направления | Времявозникновения | Основные идеи,духовное содержание | Наиболее характерныехудожественные приёмы | Основные представители | ||
Живопись | Скульптура, архитектура | Литература, театр, музыка | ||||
Барокко (от итал. –странный,вычурный) | конец XVI –начало XVII в.в. | В центре – конфликт"Бог-Человек-Природа", контрастность, напряжённость, динамичность образов, сильные аффекты, стремление к величию и пышности. Неоднозначность и противоречивость мира. | Сложная уравновешенность открытых динамических композиций. Криволинейность, контрастность.Синтез искусств (садово-парковые ансамбли). | П.П. Рубенс, Микеланджело да Караваджо,А. Ван Дейк | Ф. Борромини, Д.Л. Бернини,В.В. Растрелли | П. Кальдерон,Т. Тассо |
Классицизм (от лат. -образцовый) | XVII в. | Образец – античная культура.Рационализм, представление о разумной закономерности мира, возвышенные героические и нравственные идеалы, конфликт долга и чувства. Гармония общественного строя, порядок, пафосность, ясность. | Строгая иерархия "высоких" и "низких" жанров. Регламентация художественных форм и приёмов. Пропорциональность, симметрия, ритм, чёткость и геометризм, сдержанный декор, схематизм образов. | Н. Пуссен,Ж.Л. Давид,Ш. Лебрен | Э.М.Фальконе, М.И. Козловский, Ж.А. Габриэль, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков | П. Корнель,Ж. Расин,Г.Р. Державин, И.В. Гётте,Ф. Шиллер |
Рококо(от фр. –раковина,завиток) | первая половинаXVIII в. | Гедонизм, уход от жизни в мир фантазий(пасторальные сюжеты, галантные празднества). Лёгкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту. "После нас – хоть потоп". | Грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм, изысканность асимметричных композиций. | А. Ватто,Ф. Буше,Ж.О. Фрагонар | Г.Ж. Бофран,Ж.Б. Ламуазан, Ж.Б. Пигаль | Ш. Лакло |
Сентиментализм(от фр.- чувство) | вторая половинаXVIII в. | Культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация обыденнойжизни, морализирование | Интерес к бытовому жанру,натюрморты. | С. Шарден,Ж.Б. Грез | - | С. Ричадсон, Ж. Руссо,Л. Стерн,М.Н. Карамзин |
Ампир(от фр. – империя) | начало XIX в. | Вершина развития классицизма, идеал -императорский Рим. | В основном отразился в архитектуре. Массивные, монументальные формы, богатый декор (военные эмблемы, орнамент), парадное великолепие. | - | Ж.Ф. Шальгрен, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси | - |
Романтизм | конец XVIII-начало XIX в.в. | Мучительный разлад идеала и социальной действительности. Стремление к свободе и независимости. Индивидуализм творческой личности. Герой – одиночка, бунтарь. Героика протеста и мировая скорбь. Интерес к национальному прошлому. Идеализация средневековья. | Обращение к фольклору.В живописи – нечёткость рисунка, пейзаж, динамические композиции. В архитектуре – псевдоготический, псевдовизантийский стиль и др.В литературе – расцвет лирики. | Э. Делакруа,Т. Жерико,Дж. Констебл, О.А. Кипренский | У. Берри,К.Ф. Шинкель, Г. фон Дольман | Э.Т.А.Гофман, В. Скотт,Дж. Байрон,М.Ю. Лермонтов,Н. Паганини |
Реализм | середина XIX в. | Критическое отношение к буржуазной действительности. Акцент на противоречиях жизни. Утверждение трезвоговзгляда на вещи. | В архитектуре – рационализм, конструктивизм. В литературе – критика нравов, натурализм. В живописи – пленэрная живопись, создаваемая на природе, пейзаж. | Т. Руссо,Ф. Добиньи,К. Коро, Г. Кирбе | Дж. Пакстон,А.Г. Эйфель | Ч. Диккенс,О. де Бальзак,Ф. Стендаль |
Импрессионизм | посл. третьXIX в. | Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его недвижимости и изменчивости, передача своих мимолётных впечатлений,тонких настроений. | Создание ощущения сверкающего солнечного света. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы | К. Моне,О. Ренуар, Э. Дега, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь | О. Роден,М. Россо | К. Гамсун,И.Ф. Анненский, К. Дюбюсси,М. Равель |
Кубизм | перв. четв. XXв. | Модернистское течение. Искусство призвано отражать не реальность, а наше восприятие её. Деформация образов реального мира. | Конструирование объёмной формы на плоскости, разложение сложных форм на простые геометрические фигуры. | П. Пикассо,Ж. Брак,Х. Грис | - | - |
Фовизм(от фр. – дикий) | начало XX в. | Модернистское течение. Стремление к эмоциональной силе художественного выражения. | Эксперименты с цветом. Резкое обобщение объёмов, пространства, рисунка, стихийная динамика письма. | А. Матисс,А. Марке,Ж. Руо,М. Вламинк | - | - |
Футуризм (от лат. – будущее) | перв.четв. ХХ в. | Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики. | В литературе – эксперименты со словами. В живописи – пересечения, сдвиги, повторение мотивов – для передачи движения. | У. Боччони,Дж. Северини, Н.С. Гончарова | - | В. Маяковский, В. Хлебников |
Абстракционизм(от лат. – отвлечение) Сюрреализм (от фр. -сверхреализм) | перв.четв. ХХ в.перваяполовина ХХ в. | Отказ от изображения реальных предметов. Художественное творчество – свободные ассоциации, не несущие определённого содержания. Стихийность бессознательного творчества.Источник искусства – сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями. | Беспредметные пластические, цветовые, ритмические композиции. Пугающая противоестественность сочетания предметов иявлений, которым придаётся видимая достоверность. | Дж. Поллок,В. Кандинский,К. Малевич,И. Танги,С. Дали,М. Эрнст | -- | -А. Бретон,Г. Аполлинер,Боньюэль |
Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях: