Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.
Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурах художественной самодеятельности. А главное - каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.
Потребности представляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель. Объекты внешнего мира, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называются ценностями.
Согласно классификации, предложенной Н.М. Бережновым [1], первый уровень базовых потребностей делятся на четыре группы – потребности биологические, материальные, социальные и дцуховные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или иной базисной потребности.
Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественно–культурное происхождение.
Духовное потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.
В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.
Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.
2. Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.
3. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2.
4. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2003.
5. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
6. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.
8. Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.