Смекни!
smekni.com

Европейская культура Нового времени (стр. 7 из 13)

Винкельман, Иоганн Иоахим (1717--1768)—немецкий историк искусства, исследовавший искусство античности с позиций просвещения, объясняя ее как результат политической свободы. Основоположник эстетики классицизма.

Вольтер, (Франсуа-Мари Аруэ) (1694—1778)—представитель французского просвещения, писатель, поэт, драматург, историк, философ. Боролся с церковью и абсолютизмом, а не религией. Автор знаменитого выражения: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Автор поэм «Орлеанская девственница», повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред», автор «Философского словаря». Большую историческую ценность представляют и дошедшие до нас «Философские письма».

Вольф, Каспар Фридрих (1734—1794)—один из основоположников эмбриологии. Автор труда «Теория зарождения». Заложил основы учения об индивидуальном развитии организмов—онтогенезе.

Гайдн Йозеф (1732—1809)—австрийский композитор, один из основоположников венской классической школы. Довел до совершенства классическую форму симфонии, квартета, сонаты. Привнес принцип драматической конфликтности в музыкальную форму. Стабилизировал состав симфонического оркестра. Автор 104 симфоний ("Траурная", «Прощальная»), квартетов, сонат для фортепиано, ораторий («Сотворение мира», «Времена года»), месс, опер.

ГарвейУильям (1578—1657)—английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал законы кровообращения. Основной труд: «Анатомическое исследование о движении крови и сердца у животных». Первым высказал мысль, что все живое выходит из яйца.

Гельвеций, Клод Адриан (1717—1771)—французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии. Считал сознание и чувства человека главным источником исторического развития. Создал учение о роли природной среды в формировании личности. Основные труды: «Об уме», «О человеке».

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803)—немецкий философ, критик, эстетик, рижский пастор, теоретик «Бури и натиска», друг Гете. Признавал национальное своеобразие искусства и равноценность различных эпох культуры. Автор трактат о происхождении языка, сочинений по философии истории.

Гете, Иоган Вольфганг (1749—1832)—немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, естествоиспытатель. Среди знаменитых трудов: «Страдания молодого Вертера», «Римские элегии», драма «Эгмонт», автобиография «Поэзия и правда», сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», трагедии «Фауст». Среди научных трудов: «Опыт о метаморфозе растений», «Учение о цвете».

Глюк Кристоф Виллибальд (1714—1787)—композитор, представитель венской классической школы, реформатор оперы, принесший в нее элементы драматического развития. Среди известных произведений: «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена», «Ифигения в Тавриде».

Гоббс Томас (1588—1679)—английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма, где геометрия и механика рассматриваются как идеальные образцы научного мышления. Основные сочинения: «Левиафан», «Основы философии», «О теле», «О гражданине», «О человеке».

Гольбах Христиан (1690—1764)—немецкий математик, один из первых академиков Петербургской Академии наук.

Гольдони, Карло (1707—1793)—итальянский драматург, создатель жанра «комедия нравов». Среди наиболее знаменитых работ: «Слуга двух господ», «Хитрая вдова», «Трактирщица». Автор знаменитых «Мемуаров», содержащих ценные сведения о истории театра.

Гоцци Карло (1720-1806)—итальянский драматург, первым выведший на театральную сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот», «Король-олень» и др).

Гроций Гуго (1583—1645 гг.)—голландский юрист и политический деятель, автор работы «О праве войны и мира», в которой четко разграничивал политику и юриспруденцию. Он является представителем характерного для эпохи «юридического мировоззрения».

Давид Жан Луи (1748-1825)—французcкий живописец. Представитель классицизма. В своих произведениях стремился подчеркнуть духовную сущность человека, рационалистическую структуру образа. Для его работ характерны возвышенность, монументальность. Наиболее знамениты его работы «Брут», «Смерть Сократа», «Клятва горациев», «Смерть Марата», «Зеленщица».

Декарт, Рене (1596—1650)—француз кий физик, философ, математик и физиолог. Родоначальник рационализма и учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Дефо, Даниель (ок. 1660-1731)—английский политический деятель и писатель, автор многочисленных романов, самыми известными среди которых являются «Робинзон Крузо», «Молль Флендерс». Представитель реализма в литературе.

Дидро, Дени (1713—1784)--представитель французского Просвещения, инициатор издания «Энциклопедии», атеист и материалист. Основные произведения: «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Парадокс об актере», «Философские принципы материи и движения», «Племянник Рамо», роман «Жак фаталист и его хозяин», повесть «Монахиня».

Кампанелла Томмазо (1568—1639)—итальянский философ, поэт, композитор, политический деятель, создатель коммунистической утопии в форме литературного рассказа «Город Солнца».

Кант Иммануил (1724—1804)—немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. Среди наиболее известных работ: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума».

Клопшток, Фридрих Готлиб (1724—1803)—немецкий поэт-просветитель. Автор религиозно-эпической поэмы «Мессиада», драм на библейские сюжеты», од.

Корнель Пьер (1606—1684)--французский драматург, поэт. Среди известных пьес: трагикомедия «Сид», трагедии «Гораций», «Цинна», «Полиевк».

Куперен Франсуа (1668—1733)—французский композитор, клависинист, органист.Немало пьес Куперена основано на остроумных звукоподражаниях: «Будильник», «Щебетание», «Вязальщица», «Кукушка». Для мелодий этого времени характерно богатая украшенность мелодии, которая иногда даже превалирует над самой мелодии. Орнамент украшений овивает мелодию, как и лепные украшения в изобразительных видах искусства рококо.

Ламетри, Жюльен Орфе де (1709—1751)—французский философ, врач. В сочинении «Человек-машина» рассматривал человека как самозаводящийся механизм, подобный часовому.

Латур Морис-Кантен (1704-1788)—французский художник, мастер пастели, новатор портретного жанра.

Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646—1716)—немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. По заказу Петра I проекты развития образования и государственного устройства в России. Ввел понятие монад—психических деятельных субстанций, составляющих реальный мир. Известные работы: «Теодицея», «Монадология», «Об искусстве комбинаторики», «Новые опыты о человеческом разуме».

Лессинг, Готхольд Эфраим (1729—1781)—немецкий драматург, теоретик искусства, основоположник немецкой классической литературы. Создатель «мещанской драмы» и «просветительной комедии» в Германии. Среди известных произведений: «Мисс Сара Сампсон», «Эмилия Галотти», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия».

Локк, Джон (1632—1704)—английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Разработал эмпирическую теорию познания, считая, что все знания происходят от опыта. Основоположник ассоцианизма в психологии. Наиболее известная работа: «Опыт о человеческом разуме».

Мариотт, Эдм (1620—1684)—французский физик. Первым описал слепое пятно на сетчатке глаза. Установил один из газовых законов.

Мильтон, Джон (1608—1674)—английский поэт и политический деятель. Автор поэм «Потерянный рай», «Возвращенный рай», где ставится вопрос о праве человека преступать божественную мораль, трагедии «Самсон-борец», многочисленных сонетов и переводов.

Мольер (Жан-Батист Поклен) (1622—1673)—французский комедиограф, актер, реформатор театра, создатель жанра «высокой комедии». Соединил классические традиции с народным театром. Автор пьес: «Дон Жуан» "Мещанин во дворянстве", "Мнимый больной», «Тартюф или Обманщик».

Монтеверди Клаудио (1567—1643)—итальянский композитор, музыкальный драматург, повлиявший на дальнейшие пути развития оперного жанра. Автор опер: «Орфей», «Ариадна».

Монтескье, Шарль Луи (1689—1755)—французский философ-просветитель, сотрудник «Энциклопедии», выдвинувший идею о том, что законы и формы политического устройства зависят от климата и природных условий. Разработал принцип «разделения властей». Основные труды: «Персидские письма», « О духе законов».

Моцарт Вольфганг Амадей (1756—1791)—австрийский композитор, представитель венской классической школы. Среди наиболее известных произведений: «Реквием», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», сонаты для фортепиано, около 50 симфоний.

НьютонИсаак (1643—1727)—английский математик, астроном, физик, механик. Сделал первые шаги в объяснении света. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения и движения небесных тел. Основные работы: «Математические начала натуральной философии» и «оптика».

Паскаль, Блез (1623—1662)—французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Один из основоположников гидростатики. Известны его сатирические «Письма к провинциалу» и «Мысли».

Песталоцци И.Г. (1748—1827)—швейцарский педагог, один из основателей педагогики как науки.

Пёрселла, Генри (ок.1659—1695)—английский композитор, создатель первой английской национальной оперы («Дидона и Эней»).

Пристли, Джозеф (1733—1804)—английский химик, философ. Одним из первых доказал, что растения очищают воздух.

Рамо Жан-Филип(1683—1764)—француз кий композитор и музыкальный теоретик. Повлиял на зарождение особого жанра оперного искусства—ярмарочной комедии. Наиболее известные произведения: «лирическая трагедия «Ипполит и Арисия», опера-балет «Галантная Индия», многие клавесинные пьесы.