Смекни!
smekni.com

Европейская культура Нового времени (стр. 8 из 13)

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)—величайший художник голландского барокко. Для его живописи характерны стремление к психологизму, виртуозность техники письма, экспрессивность и тяготение к реалистичности. Любимым жанром является портрет и историческая картина. Наиболее знамениты «Портрет ученого», «Апостол Павел в темнице», «Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына», большое количество автопортретов. Рембрандт прославился как выдающийся мастер светотени, которую он использовал для передачи тончайших психологических переживаний своих героев.

Рубенс Питер Паул (1577—1640) --глава фламандской школы живописи, ученый-гуманист, философ, археолог, коллекционер (знаток нумизматики), государственный деятель и дипломат. Современники называли его художником королей и королем художников. Благодаря помощи своих подмастерьев Рубенс считается одним из наиболее плодовитых художников в Европе. Наиболее известные работы: цикл картин «История Марии Медичи», «Возвращение жнецов», «Камеристка».

Руссо Жан-Жак (1712—1778)—французский писатель и философ, просветитель, представитель сентиментализма в литературе. Трактовал частную собственность как причину социального неравенства, отмечал противоречивость прогресса цивилизации, разграничил понятия природного-естественного и культурного-искусственного как противоположных начал. Основные труды: «Рассуждения о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании», «Исповедь». Автор стихов, комедий, поэм, опер, мелодрамы «Пигмалеон».

Свифт, Джонатан (1667—1745)—английский писатель и политический деятель. Мастер сатиры. Наиболее известны памфлеты «Письма суконщика», «Скромное предложение», пародийно-фантастическое произведение «Путешествие Гуллевера».

Спиноза Бенедикт (1632—1677)—нидерландский философ-пантеист. Согласно его взглядам мир познается геометрическими методами, а человек—неотъемлемая часть природы. Основные труды: «Богословско-политический трактат» и «Этика».

Стефенсон Ждордж (1781—1848)—английский изобретатель парового железнодорожного транспорта, первого паровоза «Ракета» и железной дороги общественного пользования Дарлингтон—Стоктон.

Торричелли, Эванджелиста (1608—1647)—итальянский физик и математик, изобретатель ртутного барометра, открыл явление атмосферного давления и вакуума.

Уатт Джеймс (1736-1819)--английский изобретатель универсального теплового двигателя, паровой машины с цилиндром двойного действия с центробежным регулятором. Это изобретение сыграло решающую роль в переходе к машинному производству.

Филдинг, Генрих (1707-1754)—английский драматург и романист. Автор комедий «Пасквин», «Джонатан Уайльд», где реализуется образ положительного героя.

Фултон, Роберт (1765—1815)—американский изобретатель первого в мире колесного парохода «Клермонт».

Халс,Франс (1585—1666)--живописец голландской школы, портретист. Среди его прославленных работ частные, интимные, миниатюрные, заказные и парадные портреты, среди которых особо знаменательны групповые портреты, ставшие специфически голландскими, так как в них проявились характерные для бюргерства черты корпоративизма. «Фирменным знаком» Холса можно считать умелую передачу разнообразных оттенков смеха. Наиболее знаменитые его картины: «Шут, играющий на лютне», «Веселый пьяница», «Поющие мальчики», «Ребенок с кормилицей».

Шарден Жан Батис Симеон (1699—1779)—французский живописец, работавший в жанрах натюрморта и бытовой сцены из жизни третьего сословья. Наиболее известные работы: «Медный бак», «Прачка».

Шеридан Ричард Бринсли (1751-1816)—английский драматург, работавший в жанре комедии нравов. Наиболее известные произведения: «Школа злословия», «Соперники», «Поездка в Скарборо».

Шиллер Иоган Кристофор Фридрих (1759—1805)—немецкий драматург, поэт и теоретик искусства. Создатель теории эстетического воспитания как способа построения справедливого общества. Наиболее известные произведения: «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль».

Энгр Жан Огюст Доминик (1780—1867)—французский живописец. Представитель строгой академической школы живописи и классицизма. Для его картин характерны господство линии, контура, локального цвета, которые довольно рационально передают содержание. Чувственное начало слабо выражено. Наиболее известные работы «Одалистка», «Источник», «Апофеоз Гомера».

Европейская культура 19 века

Историческая справка

19 век начался для Европы с потрясений, вызванных наполеоновскими войнами. Франко-прусская война способствовала завершению образования в Европе двух крупных национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается мировым лидером, но в конце века ее начинают теснить Германия, Франция, США. Столкновение экономических и политических интересов между этими странами станет причиной ряда войн 20 века. В США главным событием века была война Севера и Юга, закончившаяся победой северян. Официально эта война велась за освобождение негров, но на самом деле ее причиной явились экономические противоречия. События этой войны отразились в появлении нового жанра литературы, получившего название «вестерн».

Продолжался процесс колонизации. Крупнейшими колониальными государствами стали Англия, и Испания. В начале 19 века в испанских колониях Америки началась освободительная борьба, освободившая большое количество территорий.

В 19 веке на смену лидерства философии приходит наука и техника. О.Конт – закон трех стадий развития человечества – теологическое, метафизическое, позитивистское. Происходит научно-промышленная революция, оказавшая серьезнейшее влияние на всю мировую культуру. В 19 веке активно строились железные дороги, появились пароходы и подводные лодки, был изобретен двигатель внутреннего сгорания и создан автомобиль, в конце века начинается эра воздухоплавания; были открыты электричество и радио, началось их практическое применение, был изобретен телефон и телеграф, фонограф и граммофон; возникли фотография и кино.

Мироощущение

Мироощущение человека XIX века не является целостным, а скорее представляется как динамичный процесс сменяющих друг друга состояний. Это век разочарования в реальности идеалов Великой французской революции, когда идеи свободы, равенства и братства вступают в конфликт с социальным эгоизмом третьего сословия.

Декаданс — общее наименование кризисных явлений конца XIX – начала ХХ века в искусстве. Его мироощущение, связанное с ощущением негатива в том мире, который дан человеку в его современности и предчувствия больших перемен, которые должны произойти в результате деятельности самого человека, неприятием жизни, индивидуалистическим пессимизмом и эстетизацией небытия. Ситуация декаданса, упадка культуры рождает интерес к человеческим проблемам существования — экзистенции. Познание мира и познание человека, т.е. внешний и внутренний мир уже не интересуют человека. Главной проблемой становится проблема существования, выживания. 19 век породил тенденции, обусловившие начало кризиса европейской культуры. В основе этих тенденций лежал процесс

1.опережения темпов технического освоения мира от темпов осознания результатов этих процессов;

2.Выход на историческую арену огромных масс людей;

3.Отказ от предшествующих традиций;

4.Наступление эпохи массовой культуры.

Романтизм можно рассматривать как мироощущение человека конца XVIII – первой половины XIX века, для которого характерны мечтательность и идеализация действительности, проявляющее стремление человека к чувственному началу вообще и возвышенному отношению к миру в частности. Романтизм — это большая мечта человека о том мире, в котором ему хочется жить. Но человек-романтик еще только на интуитивном уровне понимает, что в мире, окружающем его что-то не так. Он еще не знает, что именно не так, но он просто мечтает о лучшем. Поэтому романтизм связан с фантазией, сказкой, иллюзией. Искусство — это только средство облегчения боли и страдания.

Романтизм – это реакция на идеи просвещения с его культом разума. Разница в миропонимании у просветителей мир познается разумом, у романтиков – интуитивно, механизм – организм, прозаичность и поэтичность, утилитарность и эстетичесность, религия и наука – религия и искусство.

Просветители высшей реальностью признают природу. Романтики – выдвигают саму жизнь. Просветитель видел ценность природы в ее законах, а романтик – в продуктивно-творческом начале. Природа просветителя космична, а у романтика—хаотична.

Кризисность жизни и трагедия романтика в том, что это человек другого мироощущения, но живучего в мире, созданном просвещением.

У просветителя в качестве аналога профанно-сакрального выступает оппозиция света и тьмы, а у романтика – прозаического и поэтического. Романтизм в некотором смысле близок к Ренессансу.

Особое место в романтизма занимает тема любви.

Характеристика культуры

Главной чертой культуры 19 векастановится состояние культурной пестроты и неопределенности, которая оценивается большинством мыслителей как кризис культуры.

19 векначал процесс активной секуляризации жизни, т.е. освобождения от власти религии и церкви.Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение в те времена многим представлялось несовместимым с религиозным. В 19 веке начался систематический критический анализ религиозных идей и учений. В частности, в Германии сформировалась так называемая «мифологическая школа», сторонники которой считали библейские, кораничские и т.п. рассказы только мифами, вымыслами.