19 век — это время бурного развития археологии, что очень стимулировала интерес к истории. Во второй половине 19 века формируется «библейская археология», занимающаяся раскопками в библейских местах. Открытия в данном направлении имели двойственное влияние на религиозные взгляды. Так, например, открытие Джоном Смитом глиняных табличек из Месопотамии с описанием всемирного потопа (в эпосе о Гильгамеше) подрывало значение Библии как уникальной и богодухновенной книги, ибо соответствующий рассказ оказался заимствованным из более древней литературе. В других случаях раскопки подтверждали правильность информации, имеющейся в Библии -- о древних городах и войнах.
Научные открытия породили особое умонастроение: сциентизм, т.е. веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.
Установление связи науки с потребностями жизни и практики, теоретическое осмысление производственных процессов, а также установление тесной взаимосвязи науки и техники способствовали тенденциям превращения науки не только в самостоятельное культурное явление, но главное в производительную силу общества, в фактор культурного развития. Идеи, в том числе и научные начинают рассматриваться как честная собственность. По этой причине развитие науки в европейской культуре мало отличалось от развития капиталистического товарного производства. Решая проблемы научения и обучения в эпоху своего формирования, наука накопила главный капитал — знания, которые можно было употреблять безотносительно к индивидуальности, к нравственности, к национальным, возрастным, половым различиям. Знания (главными среди которых в ХХ веке станет — информация) становятся символом культуры: у кого есть знания, у того есть богатство и власть. Захватывая колонии колонизаторы воздвигали монумент своей власти прежде всего на том, что обладали новым, более развитым знанием. В тоже время, европейцы вывозили из колоний сведения о культурных различиях народов. Усвоенные и переработанные, эти сведения обеспечили универсализм европейской культуре, позволявшей ей вступать в диалог с любой культурой мира. Диалог, в котором последнее слово все же оставалось за Европой.
Значительные изменения затронули и представления об обществе и государственности. В развитие учения о государстве и праве большой вклад внесли представитель немецкой классической философии — Кант, Фихте, Гегель. Оригинальная концепция государства и права была разработана Марксом и Энгельсом, по учению которых государство есть аппарат насилия, орудие господства большинства над меньшинством; а после победы социалистической революции и по мере приближения к коммунистическому обществу государство должно отмереть.
Во второй половине века в развитии западноевропейской политико-юридической мысли можно выделить в качестве основных течений либерализм (английский, французский и немецкий), социалистические и позитивистские учения.
Поэтому следующей отличительной чертой культуры 19 века стало то, что теоретическим основанием динамики как всей культуры в целом, так художественной культуры в частности стал небывалый расцвет философии, небывалых успехов в которой достигла именно немецкая классическая философия. Ее родоначальником считается И.Кант, Иоган Готлиб Фихте, считавший философия предвестником возникновения такого явления в культуре как романтизм. Титаном немецкой классической философии стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма. Согласно Гегелю культура представляет собой реализацию абсолютного духа — мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие типы культур, от античной до современной, суть разной фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы:отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Противоречие, внутренний источник развития, представляется в виде триады: тезис (исходный момент), антитезис (отрицание, переход в противоположность), синтез (отрицание отрицания). Таким способом развивается природа, наше мышление и общество.
Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые утверждали, что первичной является бытие, а вторичным — знание. Движущей силой в общественном развитии является классовая борьба.
В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько учений, философских школ и направлений, в том числе позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше.
Позитивизм (от латинского положительный) — учение, согласно которому подлинным знанием может быть только импирическое, основанное на опыте и точном описании фактов.
В философии жизни основным понятием выступает понятие жизни, рассматриваемая как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как
· Естественное начало в противоположность механическому;
· Как космическая сила, «жизненный порыв»;
· Как источник неповторимых образов культуры, которая противопоставляется механической цивилизации.
Значительные изменения произошли в социальной стороне художественной культуры: искусство все больше становилось предназначенным для самых широких слоев общества. Коммерционализация искусства развивало и его популяризацию. Все большее значение получают публичные выставки и концерты, развиваются зрелищные виды искусства.
Художественное своеобразие культуры 19 века составляли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, определившие облик европейской культуры уже в ХХ веке.
Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем художественное движение, развернувшееся в Европе в к. 18—н. 19 столетия. До 18 века термин как эпитет «романтический» указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках (т.е. на языках классической древности). Это были романсы, а также романы и поэмы о рыцарях. В к. 18 века термин начинает употребляться шире: как авантюрное, занимательное, старинное, самобытное, далекое, наивное, фантастическое, духовно-возвышенное, призрачное и даже пугающее. В качестве литературного термина это слово впервые появилось у Новалиса, а в качестве музыкального — у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана.
Романтизм как течение художественной практики и теории вовлек в свою орбиту разные виды искусства и состоялся в разных странах. Например, в Германии романтизм представлен деятельностью представителей так называемой иенской школы, среди которых можно назвать: Виольгельма Генриха Вакенродера, Людвига Тика, Теодора Амадея Гофмана; во Франции — Виктора Гюго, Альфреда де Мюссе; в Англии Джордж Гордон Байрон и т.д.
Возникновение романтизма связывается с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, а так же с реакцией на углубление на углубление острых противоречий цивилизации. Романтики резко дистанцировались от современного им экономического и социального порядка, считая его недостойным человеческой личности. Протест вызывали как способы производства, формировавшего «частичного» человека, лишившие его целостности и универсальности, так и усредненно-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий к искажению природы человека. В творчестве романтиков можно обнаружить конфликт между художником-энтузиастом и бюргером, серой повседневностью и возвышенными идеалами, «котелком приказчика на голове пророка». Главным основанием романтичности культуры является увлеченность идеей защиты универсальности человеческой личности.
Романтики настаивали на том, что главный смысл искусства состоит в воспроизведении глубин человеческого духа высоких и непостижимых. Сама объективность состоит из масок, она обманчива и многопланова, поэтому она не может быть только исходным материалом для художника. Поэтому основной акцент художественного творчества романтики видят не в действительности, а в переживаниях самого художника. Через искусство человек пытается найти смысл, свое место в жизни через эзотерику, мистицизм, пытаясь расширить самостоятельно свое сознание. Проникновение в то, что лежит за явлением не может быть выражено в устойчивой художественной форме. Отсюда—одна из характерных черт романтизма — анархия формы и смещение жанровых границ.
Одной из наиболее ярких черт искусства романтиков становиться невыразимость. Язык романтиков представляет собой «зашифрованные» иносказания.
Ценность искусства уже видится не в самом произведении, а в процессе его восприятия.
Искусство уже не стремиться ограничить себя конкретными рамками, создать системность, а наоборот, выйти из нее.
В целом романтизм был ориентирован на определенную публику, отличающуюся определенным уровнем интеллектуального развития.
Для романтиков была свойственна идея синтеза искусств, стремление к растворению морфологических границ и рамок.
Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, хотя достаточно отчетливо он проявился в литературе и музыке. Формирование черт романтической направленности в музыке можно уже обнаружитьу Людвига ван Бетховена. Наиболее яркими романтиками признаны Шуман, Шуберт, Вебер, Мендельсон, Лист, Берлиоз, Брамс, Вагнер.