Российская Федерация
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Орловский Государственный Университет»
Художественно-графический факультет
Реферат на тему:
«Доменикино»
по дисциплине:
история искусства.
Выполнила: ст. 2 курса ДПИ
Христюкова А.
Проверил: Рымшина Т.А.
Орел – 2008
Содержание
Введение
1. Краткая биография
2. Творчество Доменикино
Иллюстрации
Заключение
Список литературы
Введение
Судьба итальянской живописи эпохи Барокко в оценке современников и последующих поколений была чрезвычайно противоречивой. Современная теория и художественная критика, стоявшая, за редкими исключениями, на позициях классицизма, отдавала явное предпочтение представителям классицистического и академического направления, во главе с Караччи, Доменикино и Гвидо Речи. В течение всего XVIII дека, когда началась резкая реакция против традиций барокко, эти художники продолжали оставаться кумирами теоретиков и историков искусства и непревзойденными образцами для живописцев.
Положение решительно меняется в эпохи романтизма, открывающую ценность искусства так называемых „примитивов". Пересматривая с новых позиций историю итальянского искусства, романтическая художественная критика приходит к признанию академических течений в итальянском искусстве XVII века упадком, деградацией высоких ренессансных традиций; что же касается художников, принадлежавших к другим течениям итальянской живописи XVII века, то о них в эту эпоху почти совсем забыли. Еще большее пренебрежение ко всему, что связано с понятием „барокко", обнаруживает европейское искусствознание в середине XIX века, с одной стороны, под влиянием идей позитивизма, с другой - в связи с новой волной увлечения античностью и ренессансной классикой.
Новый перелом происходит в 80-х годах XIX века, когда одновременно с изменениями, совершающимися в современном искусстве, вновь пробуждается интерес к искусству эпохи Барокко. Работы Гурлитта1 и Вельфлина2, правда, еще не вполне свободные от трактовки искусства эпохи Барокко, как некоторой деградации искусства Возрождения, извлекают Из забвения целый ряд памятников итальянского искусства XVII века, стремятся уловить их своеобразие и истолковать их художественные качества. Однако все это происходит сначала только в области архитектуры. Итальянская живопись XVII-XVIII веков все еще остается вне поля зрения искусствоведов.
1. Краткая биография
Родился в Болонье 21 октября 1581, учился в Академии братьев Карраччи. В 1602 приехал в Рим вместе с Аннибале Карраччи и помогал ему в росписи палаццо Фарнезе; в Риме Доменикино прожил около тридцати лет.
В ранних работах художника господствует строгий классицизм; так, во фреске Мученичество апостола Андрея из церкви Сан Грегорио Маньо, написанной в 1608, тщательно уравновешенные группы фигур изображены на фоне античных храмов и колонн. Одно из лучших произведений Доменикино, картина Последнее причастие св. Иеронима (1614, Ватикан), имеет в качестве прототипа композицию Агостино Карраччи из болонской Пинакотеки.
С середины 1620-х годов, возможно, под влиянием впечатления, произведенного на него росписью купола церкви Сант Андреа делла Валле, выполненной Ланфранко, в живописи Доменикино начали проявляться черты, характерные для искусства барокко (это чувствуется в выполненных им фресках апсиды того же храма и в монументальных образах евангелистов в медальонах, расположенных в парусах). Однако основы стиля художника коренятся в классическом искусстве Рафаэля и Корреджо. В произведениях Доменикино фигуры трактованы как статуи, расположение которых подчинено чередованию пространственных планов. Его произведения отличаются ясностью рисунка, мягкостью света, изяществом, симметрией и плотностью форм. Художник писал также портреты и идеализированные образы святых жен, среди которых алтарный образ Мученичество св. Агнессы (ок. 1619–1622, Болонья, Пинакотека). Славу ему принесли прелестные архитектурные пейзажи с фигурками людей. Умер Доменикино в Неаполе 15 апреля 1641.
2. Творчество Доменикино
Обращаясь к отдельным представителям болонской Академии, следует, прежде всего, отметить, что искусство наиболее прославленных из них, подобно искусству Анни6але Караччи, основные стимулы получило в Болонье, но полностью развернулось в Риме. Двое из них - Доменикино и Гвидо Рени - И у современников и в течение всего XVII и XVII веков пользовались исключительной славой, приравнивавшей их к Рафаэлю. Позднее наступило заметное охлаждение к их искусству, которое в самое Последнее время сменилось попытками их реабилитации, особенно после большой выставки Гвидо Рени в 1954 году. Однако в свете той картины итальянской живописи XVII-XVIII веков, которая вырисовывается благодаря новейшим исследованиям, эти попытки вряд ли можно считать успешными.
Доменико Цампьери, прозванный Доменикино (1581-1641), был наиболее последовательным поборником академических принципов и более других живописцев этого периода интересовался теоретическими проблемами - в частности, ему принадлежит методологически обоснованное делен те итальянской живописи на школы. Живописная практика Доменикино и его теоретические взгляды характеризуются чрезвычайной односторонностью и своеобразным архаизмом: он полностью игнорирует все завоевания итальянской живописи в области цвета, колорита, светотени, динамической композиции, и все свое внимание концентрирует на идеализирующем, статическом рисунке.
Он следует принципу «прилежного изучения» Агостино Карраччи, советов теоретиков, таких, как Дж. Б. Агукки и Беллори. В его представлении идеал - образец для подражания, а таким образцом для него был Рафаэль. В Рафаэле его восхищает, прежде всего, гармония, поэтому он не подражает Микеланджело, у которого преобладает напряжение.
Основная программа Доменикино со всей очевидностью проявляется уже в его суждениях о мастерах Высокого Возрождения: рисунок Веронезе он оценивает как слишком вялый, у Тициана он констатирует отсутствие рисунка, а у Микеланджело - недостаточное благородство. Вполне в духе этих высказываний выполнены и живописные произведения Доменикино. Лучшие из них относятся к ранней поре его деятельности в Риме - фрески в оратории СВ. Андрея в церкви С. Грегорио в Риме и в капелле Фарнезе в Гроттаферрате (1608-1610), „Последнее причастие СВ. Иеронима" (Ватикан) и „Охота Дианы" 1618 года (галерея Боргезе). Все они характеризуются ясной, уравновешенной, но обедненной композицией, некоторой архаичностью идеализированного рисунка, своеобразной наивностью художественных приемов и образного строя (внезапный скачок перспективы в „Мучении СВ. Андрея", полудетские о6разы спутниц Дианы и т.п.) и локальным, пестрым колоритом. Черты наивности, присущие живописи Доменикино, превратились в сознательную архаизацию в дальнейшем развитии римской живописи (учениками Доменикино были Сассоферрато и Фр. Коцца), тогда как рационализм его искусства снискал ему уважение в кругах французских классицистов, пошедших, однако, в целом другими путями. Наибольшие достижения Доменикино относятся к области „идеального" пейзажа - недаром пейзаж Доменикино так высоко ценили Пуссен и Констебль.
Иллюстрации
Охота Дианы. 1616—1617, галерея Боргезе, Рим.
В своей Диане Доменикино вновь возвращается к теме античных мифов. На картине изображены воины, которые соревнуются в стрельбе из лука, стреляя в дерево первой стрелой, в ленту второй и убивая птицу третьей. Тема стрельбы из лука является здесь метафорой и означает достижение своей цели, она была крайне актуальна в то время и могло быть напутствием Папе Римскому Павлу V, который как раз взошел на папский престол.
В изображении природы ясная, чистая композиция несколько преобладает над использованием цвета. Тем не менее, Доменикино время от времени использует венецианский стиль в плавных драпировках, также есть необычные переходы от зеленого к желтому, от белого к синему и различным оттенкам фиолетового в изображении атмосферы Доменикино использует легкие и как будто прозрачные цвета и осуществляя постепенный переход к светло-голубым горам при использовании все более и более тонких изменений тона, которые указывают на его интерес к теориям Леонардо да Винчи в воздушной перспективе.
Упрек Адама и Евы, 1626. Лувр. Холст, масло.
Упрек Адама и Евы отлично иллюстрирует стиль Доменикино на пике его карьеры. В ясной последовательности рассказа Бог Отец, которого переносят херувимы и ангелы, спускается, чтобы упрекнуть Адама, который обвиняет Еву, которая в свою очередь указывает на змея. По итальянской традиции Доменикино изображает Древо Познания как фиговое дерево, а не яблоня, которая была более свойственна для североевропейского искусства. Животные все еще бродят свободно, но лев справа уже превращается из дружественного животного семейства кошачьих в агрессивного хищника. Фигуры Бога и ангелов взяты непосредственно из СозданияАдама Микеланджело и должна быть прочитана как уважение живописцем семнадцатого столетия его великого предшественника. Но эта тема весьма необычна для живописи того времени. Доменикино, здесь обращается скорее к тема фресок конца тринадцатого столетия. Существование предварительного рисунка, хранящегося в Лувре, является свидетельством детального внимания Доменикино, которое он уделяет этой работе.
Saint Cecilia with an angel holding a musical score (СвятаяСесилиясангелом, держащиммузыкальныйсчет ) 1617
Это изображение Святой Сесилии было заказано Кардиналом LudovicoLudovisi. Картина была привезена во Францию приблизительно в 1650-1660. Возможно прототипом для данного произведения служила «Св. Сесилия» Рафаэля.