Смекни!
smekni.com

Живопись Северного Возрождения, ее отличие от итальянского, ведущие представители нидерландской школы (стр. 2 из 2)

Творчество Гуго ван дер Гуса. Экспрессивный и драматический характер его искусства. "Алтарь Портинари" — шедевр художника; влияние этого памятника на современное ему нидерландское и итальянское искусство.

различные течения и местные школы в нидерландской живописи конца 15 века. "Школа Брюгге"; Ханс Мемлинг и Герард Давид как важнейшие представители. Развитие живописи в Северных Нидерландах; Гертген тот Синт Янс и его роль в истории пейзажной живописи.

Творчество Иеронима Босха. Переплетение в его искусстве элементов средневековой фантастики и натурального наблюдения.

ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVI в.

Различные направления в нидерландской живописи первой половины 16 века. Позднеготический стиль "антиверпенских маньеристов". Квентин Массейс и Трансформация традиции 15 века в его творчестве. Зарождение пейзажного жанра в творчестве Иоахима Патинира. Распространение "романтизма" — направления, связанного с использованием опыта итальянских художников Высокого Возрождения.

"Романисты" первого поколения. Творчество Яна Госсарта и Барента ван Орлея. Итальянизирующее течение в искусстве Северных Нидерландов — Ян Скорель и Мартин ван Хемскерк.

Лукас ван Лейден — крупнейший нидерландский живописец и гравер первой трети 16 века. Его отношение к "романизму", контакты с Альбрехтом Дюрером, влияние на последующее развитие национальной школы.

"Романизм" в Южных Нидерландах в середине 16 века: творчество Питера Кука ван Альста, Ламберта Ломбарда, Франса Флориса.

Развитие портретного жанра. Антонис Мор и его влияние на последующее развитие европейского парадного портрета. Сложение жанра группового портрета. Бытовой жанр и натюрморт: Питер Артсен, Иоахим Бейкелар.

Питер Брейгель ст. — величайший нидерландский художник 16 века. Эволюция его творчества. Основные живописные произведения. Создание образцов для гравюр. Новизна философской и социальной тематики его искусства. Влияние Брейгеля на развитиек нидерландского искусства второй половины 16 века.

Основные тенденции в искусстве Нидерландов на исходе 16 века. Вклад художников в развитие "национального маньеризма": творчество Бартоломеуса Спрангера, Фредерика Сустриса. Пейзажный жанр в нидерландской живописи и графике: Рулант Саверей, Гиллис ван Конникслоо.

Зарождение национальной голландской школы живописи. Художники "Харлемской академии"; сочетание в их творчестве черт маньеризма с кассицизирующими тенденциями. Хендрик Гольциус — крупнейший европейский гравер и рисовальщик второй половины 16 века.

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ

Германия в XV в. Стойкость системы, раздробленность страны и связанное с этим развитие обособленных местных школ в искусстве. Живучесть готики в искусстве Германии.

Живопись северонемецких городов в начале 15 века, связь с традициями позднеготической миниатюры. Мастер Франке (работал в первой трети XV в.). "Поклонение младенцу" из алтаря Фомы Бекета (1424, Гамбург, Кунстхалле).

Южноамериканская живопись начала 15 в. Картина неизвестного мастера верхнерейнской школы "Райский сад" (ок.1410, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт).

Искусство Германии в 30-40 годах XV в. Ведущая роль южнонемецких областей. Швабия. Новое осмысление религиозной темы. Новые приемы изображения.

Лукая Мозер (первая четверть XV в). Алтарь Магдалины из Тифенбронна 1431г.

Кондрад Виц (ок.1400-1446). Его алтари. Включение жанровых мотивов в религиозные композиции.

Ганс Мульчер (ок.1400-1467). Алтарь с изображением "страстей Христа". (1437, Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея). Усиление драматического начала.

Стефан Лохнер (ок.1410-1451) — крупный художник Северной Германии. Сочетание в его искусстве элементов южнонемецкой живописи со старой традицией кельнской школы. Триптих "Поклонение волхвов" (1440, Кельн, собор) и др.

Мастер жизни Марии (упоминается в Кельне в 1465-1490 годах) и влияние на него нидерландской живописи.

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.

Усиление готических традиций в живописи. Начало книгопечатания и развития графики в Германии, распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.

Мартин Шонгауэр (ок. 1435-1491) — крупнейший художник Германии XV в. Его живописные работы ("Мадонна в беседке из роз", 1473, Кольмар, Музей Унтер-Линден), гравюры из меди.

Творчество Михаеля Пахера (ок. 1435-1498) и его связь с искусством северной Италии. Живописные скульптурные работы Пахера. Алтарь св. Вольфгана (1471-1481, алтарь в паломнической церкви в местечке Санкт-Вольфганг близ Зальцбурга) и др.

НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО XVI в.

Германия в XVI в., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления на немецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией при ярко выраженном своеобразии. Преобладание экспрессии над гармонией, конкретных индивидуальных черт над возвышенными и идеальными.

Изобразительное искусство:

Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра. Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения. Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери "Апокалипсис", "Большие страсти". Поездка в Италию, интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Живописные и графические произведения Дюрера его зрелого периода, во время и после второй поездки в Италию. Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Дюрер как теоретик искусства. Влияние Дюрера на современное ему искусство. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера.

Другие направления в немецком искусстве XVI в. Творчество Маттиаса Грюневальда; экспрессия и трагизм его образов. "Изенгеймский алтарь" — центральное произведение художника. Лукас Кранх старший, характер и эволюция его творчества.

"Дунайская школа" и развитие пейзажа в немецком искусстве. Живопись и графика Альбрехта Альтдорфера.

Ганс Гольбейн младший — крупнейший немецкий художник следующего за Дюрером поколения. Его портретная живопись и графика, религиозные композиции. Пребывание Гольбейна в Англии и его влияние на немецкое и английское искусство.

Скульптура Германии второй половины XV — первой трети XVI века. Устойчивость готической традиции в сфере скульптуры. Творчество Петера Фишера, Фейта Штосса. Тильман Рименшнайдер — крупнейший скульптор своего времени.

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV- XVI вв.

Живопись и скульптура Франции XVI века:

Тесная художественная связь с Нидерландами и постепенное, начиная с середины века, проникновение итальянских влияний. Традиция книжной миниатюры и ее воздействие на станковую живопись. Местные школы; значение школы Прованса; Ангерран Шаротон и его произведения. Турская школа; творчество Жана Фуке, его знакомство с современным ему нидерландским и итальянским искусством. Основные произведения Фуке — портреты, алтарные картины, миниатюры.

Живопись конца XV века, перемещение ее центра в Париж. Мастер из Мулен и "Муленский триптих".

Развитие скульптуры. Бургундская надгробная пластика половины 15 века.

Живопись Франции XVI в.

Расцвет портрета во французской живиписи и рисунке. Творчество Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьена и Пьера Дюмустье.

Усиление влияния итальянского искусства, приезд во Францию мастеров, приглашенных Франциском I из Итаоии: леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Приглашение для работы в королевском замке Фонтебло выдающихся представителей флорентийского маньеризма Россо, Приматиччо и Никколо дель Аббате. Формирование "школы Фонтебло" и ее значение для развития национальной французской школы живописи.


Заключение

Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным. То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.

Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии.

Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля.

В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. (См. также Дунайская школа живописи)

Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.


Список использованных источников

1. Мастера искусства об искусстве. Т.2-3. М., 1966, 1967.

2. Альбрехт Дюрер. Дневники, письма, трактаты. Т.1-2., М-Л., 1957.

3. Вельдлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи ренассанса. М., 1934.

4. Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 веков. Л., 1939.

5. Всеобщая история искусств. Т.3. М., 1962.

6. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

7. Виппер Б.Р. Становление реализма в голандской живописи 17 века. М., 1957.

8. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

9. Герщензон - Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.

10. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись в собрании Эрмитажа. М., 1976.

11. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.

12. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров немецкого Возрождения. — "Искусство", 1961, № 3.

13. Либман М.Я. Искусство Германии 15-16 в. М., 1964.

14. Либман М.Я.Дюрер и его эпоха. М., 1972.

15. Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.

16. Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший. М., 1973.

17. Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 вв. Л., 1967.

18. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973.

19. Каменская Т.Д. Новосельская И.Н. Французский рисунок 15-16 в. Л., 1969.

20. Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955.

21. Левина И.М. Искусство Испании 16-17 вв. М., 1965.

22. Кантерева. Эль Греко. М., 1965.