Интерес к русской «киноперестройке» со стороны отборщиков Канна, Венеции и Берлина еще не погас, однако российские фильмы все чаще получали призы второстепенных международных фестивалей.
Не принесли никаких существенных кассовых дивидендов ни обличительно-разоблачительные ленты о сталинских лагерях («А в России опять окаянные дни... »), ни боевики, спекулирующие на теме афганской войны и ее последствий («Афганец», «По прозвищу «Зверь») и терроризме («Взбесившийся автобус»), ни псевдоэротические комедии («Болотная street, или Средство против секса»), ни мелодрамы о проститутках («Высший класс»), ни криминально-бытовая «чернуха» («Дрянь», «За последней чертой», «Линия смерти», «Нелюдь», «Охота на сутенера», «Русская рулетка», «Стервятники на дорогах»), ни фантастика («Искушение Б.», «Яд скорпиона»), ни «ужасы» («Пьющие кровь»)... Подавляющее большинство этих так называемых «фильмов для массовой аудитории» отличала все та же неизбывная болезнь российского кино класса «Б» - непрофессионализм (плюс, разумеется, техническая бедность постановки).
Глава 2. Жизнь и творчество Сергея Бондарчука
2.1 Детство
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области. Впервые проявить свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил сыну пойти учиться на инженера. Но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, потомка запорожских казаков будет "комедиантом"?! Не бывать этому! Однако после, наверное, тысячного отказа отец сдался: "Об одном прошу, сынок, - сказал перед отъездом, - будь актером, а не комедиантом!". Сергей пообещал...
2.2 Начало творческого пути Сергея Бондарчука
Сын коммуниста-двадцатипятитысячника, работавшего председателем колхоза, Сергей Бондарчук учился в училище при Ростовском драматическом театре, затем играл на сцене Ейского драматического театра. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С.А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). Дебютировал в кино ролью Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948). В 1948-59 работал актером, с 1959 — режиссером киностудии «Мосфильм».
Признание и известность Сергея Бондарчука
Известность пришла к Бондарчуку после исполнения им заглавной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951, режиссер И.А. Савченко, Государственная премия СССР, 1952, приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1952). Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в «Попрыгунье» (1955, по рассказу А.П. Чехова, режиссер С.И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли Отелло в одноименном фильме С. Ю. Юткевича (1956) принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом.
Снимаясь много и успешно преимущественно в главных ролях, Бондарчук все же стремился к режиссуре. Его режиссерским дебютом стал фильм «Судьба человека» (1959, по одноименному рассказу М.А. Шолохова; Ленинская премия, 1960, Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1959 и др. награды). Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью.
«Война и мир» Сергея Бондарчука
«Война и мир» (1965-67, по одноименному роману Л.Н. Толстого, почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции, 1965, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1965, премия «Оскар» за лучший иностранный фильм года, 1968 и др. награды) стала одной из самых масштабных экранизаций в истории кино. В четырехсерийной киноэпопее режиссер старался максимально сохранить сюжетные линии романа и его персонажей. По-прежнему делая основную ставку на актеров (сам режиссер исполнил одну из главных ролей Пьера Безухова), Бондарчук зарекомендовал себя и как талантливый постановщик батальных сцен. В самой же трактовке толстовского романа для режиссера главным стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории.
После успешного зарубежного проката «Войны и мир» Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм «Ватерлоо» (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.
Широта диапазона киноактера и режиссера Сергея Бондарчука
Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И.В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н.П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974).
Фильм «Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М.А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В.М. Шукшин, И.Г. Лапиков, Н.В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.
В фильме «Степь» (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.
Фильм «Красные колокола» (1982, по книгам американского писателя Д. Рида «Восставшая Мексика» и «10 дней, которые потрясли мир», совместное мексико-итало-советское производство, Государственная премия СССР, 1984, Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1982) не стал большой творческой удачей режиссера, как и «Борис Годунов» (1985, по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), где Бондарчук также исполнил роль царя Бориса.
Последняя работа Сергея Бондарчука
Последней работой режиссера стал фильм «Тихий Дон» (1993, по одноименному роману М.А. Шолохова), поставленный в Италии. Существуют две версии фильма — телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины принадлежат Италии и США.
Заключение
Весь процесс развития киноискусства говорит о том, что свойства заложенные в нём с первых шагов, - воспроизводить действительность в присущих ей формах и придавать формы действительности любой фантазии, любому вымыслу – будут развиваться и усложняться. Жизнь окружает нас невообразимым океаном впечатлений, образов, воздействий. Все они доступны киноискусству. По этому разнообразие фильмов – их тематики, жанров, видов, размеров, назначений -будет расти. Ничего из уже найденного не будет утрачено. Кое-какие жанры, приёмы, темы могут быть временно отложены, забыты, но потом возродятся в новом качестве, с новой силой.
Можно смело полагать, что основные качества мирового киноискусства укрепятся и возрастут. Кино повысит своё воспитательное и познавательное воздействие : идеи свободы, мира, творческого труда, патриотизма будут всё с большей убедительностью, всё с большем очарованием передаваться зрителям. И не надо открывать воспитательных и познавательных функций киноискусства от его возможности давать отдых, развлечение, удовольствие. Искусство должно приносить людям радость. И чем выше культура, чем богаче мировоззрение, чем взыскательнее вкусы людей – тем эта радость возвышенней и чище.
И национальные черты, выработанные народами в ходе их исторического развития, при помощи фильмов будут взаимно обогащаться, воздействовать друг на друга и становиться интернациональными. И это несказанно обогатит и тематику и художественный язык фильмов.
Искусство раскрывает всё шире прекрасный, многоликий, многозвучный и многокрасочный мир, окружающий нас. Будем же беречь и совершенствовать великое искусство кино, восхищаться и возвышаться им!