Как у минойцев, так и у атлантов священным животным был бык. И в их ритуальных игрищах участвовало это священное животное. Платон описывает подобный ритуал и в этом описании прослеживается намек на архитектурный образ: «В роще при святилище Посейдона на воле разгуливали быки; и вот десять царей, оставшись одни и вознесши богу молитву, чтобы он сам избрал для себя угодную жертву, приступали к ловле, но без применения железа, вооруженные только палками и арканами, а быка, которого удалось изловить, приводили к стеле * и закалывали над ее вершиной так, чтобы кровь стекала на письмена... Принеся жертву по своим уставам и предав сожжению все члены быка, они растворяли в чаше вино и бросали в него по сгустку бычьей крови, а все оставшиеся клали в огонь и тщательно очищали стелу. После этого... они приносили клятву, что будут чинить суд по записанным на стеле законам..., а затем, когда пир... и обряды были окончены, наступала темнота и жертвенный костер остывал». Из цитаты можно сделать вывод, что к пещере, по-видимому, должен был примыкать ритуальный зал, где собирались десять царей. В нем должен был размещаться алтарь для жертвоприношений и около алтаря стела. По-видимому, в потолке этого зала предусматривалось отверстие, через которое выходил дым от ритуального костра. Можно предположить, что наравне с пещерным святилищем, этот зал был самой древней частью храма, и, по-видимому, его архитектурное решение сложилось постепенно. Возможно, в начале ритуальная площадка перед пещерой была открыта. Площадку украшала передняя стена пещеры и алтарь со стелой. Постепенно площадку начали обстраивать и превратили в зал. Под этим залом, как и подо всем храмом, вероятно, было подземное помещение, поскольку Посейдон не разрушал подземных помещений. Здесь спасались во время катаклизмов люди, хранили ценностиВполне вероятно, что в период торжественных ритуалов в этот культовый зал допускались лишь избранные. Зал был не столь велик, чтобы вместить всех желающих. Кроме того, не все ритуалы допускали присутствие непосвященных. Именно поэтому необходимо было еще одно большое пространство, где могли собираться все сограждане Матерь-города а также жители всей Эгеиды, а может быть, и иноземные гости. Таким большим пространством, вероятнее всего был двор. Можно допустить, что первоначально ат ланты могли попытаться перекрыть этот грандиозный двор крышей. Однако первое же землетрясение разрушило этот замысел, что, бесспорно, должно было принести неисчислимые жертвы. Истолковать последнее, естественно, можно было только как волю Посейдона. Так могло появиться открытое прямоугольное пространство — двор. Канонические размеры двора и его ориентация север — юг стало позднее необходимой составляющей любого дворца. В открытом дворе, вероятнее всего, размещались описанные Платоном скульптурные изображения «Посейдона на колеснице, везомой шестью конями и сто нереид на дельфинах». Кстати, эта грандиозная скульптурная композиция, в том случае, если бы она размещалась в зале, перекрытом потолком, полностью потерялась бы за многочисленными колоннами. При этом одновременно можно было бы видеть две-три фигуры, поскольку лес столбов загромоздил бы все пространство храма. Итак, третьим элементом храма был украшенный скульптурой и, вероятно, водными бассейнами, окруженный стенами со всех четырех сторон двор. Пропорции двора храма были канонизированы. Они повторены во дворах дворцов Крита. Это было главное свободное пространство храма, способное вместить всех желающих. Вокруг двора, как и во дворцах Крита, шла колоннада, поддерживающая навес, а за нею множество помещений, мелких и средних. Вокруг двора размещались залы торжеств и ритуалов. Большинство помещений предназначалось для хранения культовых предметов и утвари. Часть комнат использовалась для подготовки к культовым действиям. Вход в центральный двор храма вел, по-видимому, через пропилеи. Пройдя через небольшой полутемный зал пропилеи, путник попадал в залитое солнцем, сияющее золотом статуй, акротериев и бликами воды, огромное пространство двора. Он останавливался, всякий раз пораженный и восхищенный величием божественного Посейдона. Немалую роль здесь играло и само восхождение по склону горы к храму, который можно было видеть, лишь подняв голову снизу вверх. Даже достигнув цели и войдя во двор храма, путник снова видел там вверху в безбрежной Синеве небес, на вершине горы, второе солнце— маленький храм Клейто-Посейдона.
Под большим храмом располагались подземные помещения. Большая часть их предназначалась для хранения ценностей и запасов продовольствия. Вероятно, предусматривались и помещения культового характера. Они могли использоваться в периоды землетрясений и последующего восстановления храма.
Театр ритуального зрелища
В состав храмового комплекса, по-видимому, должен входить и «театр». Театральные площадки со всеми атрибутами зрелищного сооружения, сценой и местами для зрителей, археологи нашли во всех городах Крита. Есть они в Кноссе, Фесте, Малий, Гурни. На Крите театры входили в состав дворцовых комплексов.
Театральная площадка в Кноссе размещалась у северозападного угла дворца. С нею был связан большой северный зал. По длинной стороне северного зала, в пониженном объеме, предусматривались пропилеи, своеобразный вестибюль, ориентированный на театр и связанный с ним дорогой. Вполне вероятно, что неизвестные нам церемонии, проходившие в большом зале дворца, начинались или заканчивались в театре. К театральной площадке опускалась лестница и со второго этажа дворца, где располага лись парадные помещения. Все это говорит о важной роли театра в жизни минойцев.
Сценическое действо разворачивалось на театральной площадке. В Кноссе она была невелика. Всего 10 х 13 м. Сценическая площадка в Фесте, самом древнем из дворцов, была значительно крупнее. Ее длина протянулась на 25 м.
Ряды ступеней-мест в театрах охватывали сцену с двух сторон. Верхние ряды были уже нижних. Это обеспечивало хорошую видимость. Небольшой театр в Кпоссе вмещал около 500 зрителей. Это — немало. На одной из фресок ми-нойцы изобразили театр. Места до отказа заполнены зрителями. В центре амфитеатра располагаются три объединенных объема. По-видимому, это — храм, своеобразная ложа царя-жреца. Храм украшен рогами священного животного— быка. На фреске по краям амфитеатра изображены лестницы, по которым зрители поднимались на свои места. Около лестниц колонны. Вероятно, колонны поддерживали легкое тентовое покрытие.
Что представляли собой театральные действа? Ответить на этот вопрос пока невозможно. Большинство исследователей считают, что главным, а может быть, и единственным действом, были ритуальные игрища с быком. В том же Кноссе на фреске изображен огромный несущийся бык, а вокруг него стройные фигуры юношей. Один схватил животное за рога, второй на его спине, третий — около. Похоже, что здесь изображены ритуальные игры. Как завершались эти схватки с быком для древних тореадоров? Возможен был и трагический исход. Вероятно, поэтому некоторые исследователи считают, что «богатые ритуальные обычаи миной-ского общества направляли агрессивные импульсы сограждан в другое русло».
Ритуальный театр, бесспорно, существовал и на острове Стронгеле. Вероятнее всего, размещался он у храма Посейдона. Места для зрителей на акрополе находились на склоне холма. Рядом должен был располагаться и зверинец, где содержали быков.
В момент ритуала процессия из храма подходила к театру. Люди заполняли ряды амфитеатра, а цари-жрецы кресла в ложах храмика театра. Из зверинца выводили быка. Захватывающее ритуальное действие начиналось.
О водных источниках Платон рассказывает с особой гордостью. На острове Стронгеле горячая и холодная вода были в изобилии. Можно с'уверенностью утверждать, что на острове Посейдона вода была предметом культа. Источники располагались в священной роще, у древнего святилища и у храма Посейдона. Культ воды существовал и на Крите. Платон рассказывает и о теплых банях-термах. Теплая вода, содержавшая растворенные соли, обладала целебными свойствами. В этих источниках великий Посейдон исцелял недуги, и сюда стекались страждущие со всего минойского мира. Интересно, что и сегодня теплые источники Сантори-на используются больными. Посейдон продолжает исцелять недуги.
Дворец царей
Самое обширное пространство на акрополе Матерь-города должен был занимать дворец. Цари Атлантиды, их многочисленные родственники и прямые потомки быстро увеличивались численно. Детям Посейдона нужно было достойное место для жизни. Каждый новый правитель достраивал и перестраивал свою резиденцию, тем увеличивая ее площадь и свое величие. Об этом пишет Платон: «Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, а затем принимая его в наследство, один за другим все более его украшали, всякий раз силясь превзойти предшественника, пока в конце концов не создали поразительное по величине и красоте сооружение». До нашего времени дошли руины четырех дворцов Крита. Каждый дворец интересен по-своему. Самый крупный из них — дворец в Кноссе. Об этом дворце сохранилось много легенд. Во всех письменных источниках и мифологии древних кносский дворец назван лабиринтом. Само слово «лабиринт» произошло от названия священного топорика мииойцев—лабру. Однако уже греки и римляне, а за ними и позднейшие исследователи вплоть до наших дней, стали называть словом «лабиринт» запутанное в плане здание, из которого трудно, а может быть, и невозможно выбраться. Дворцы Крита имели целый ряд особенностей и закономерностей. Все они включают одни и те же группы помещений: жилые, парадные, хозяйственные. Каждая такая группа имела своеобразные приемы решений, по которым ее легко определить в любом дворце. В то же время в каждом дворце свободно варьируются размеры любой группы помещений, и места их размещения. Исключение составлял лишь двор, строящийся, как нам представляется, по канону. Можно предположить, что прототипом двора в критских дворцах был двор храма Посейдона и двор дворца на острове Строителе.