Сегодня можно видеть только руины критских дворцов. Это — остатки цокольных этажей и некоторые весьма незначительные фрагменты интерьеров и фасадов. Поэтому представить себе объемное решение дворца сложно. Что же достоверно известно о внешнем виде критских дворцов? По-видимому, можно считать, что первый этаж дворца, по крайней мере его наружная, фасадная часть, была решена в виде глухой стены. Именно в первом и цокольном этажах у наружной стены размещались хранилища, в которых окна были не нужны. Может это было и приемом, обеспечивавшим некоторую безопасность. Это вполне вероятно. Внутри дворца помещения такого типа выходили в коридор-улицу, не имевший перекрытия. Из этого коридора помещения могли освещаться. Немногочисленные помещения первого этажа дворца, которые сохранили стены, не имеют снаружи следов окон. Есть для такого вывода и косвенные свидетельства. Археологи нашли на Крите керамические плитки с изображением городских жилых домов. Их назвали «мозаика города».
У этих домов на первом этаже нет окон, а у некоторых и дверей. По-видимому, хозяева и гости попадали внутрь по специальной, опускаемой сверху лестнице.
В то же время, вторые и третьи этажи жилых домов были украшены многочисленными и разнообразными оконными и дверными проемами
Город атлантов - миф или реальность?
Попробуем в завершение представить Матерь-город атлантов. Он подробно обрисован Платоном. Найти его следы, кольцевые каналы и мощные стены на острове Стронге-ле, не представляется возможным в связи с разрушением середины острова. Безмерная, нечеловеческая трудоемкость при возведении описанных Платоном сооружений наводит многих исследователей на мысль о мифологической сущности рассказа Платона. Попробуем еще раз вчитаться в текст Платона.
Структуру и планировку будущего города предопределили деяния Посейдона. Об этом Платон так говорит: «Тот холм, на котором она (Клейто) обитала, он укрепляет по окружности, отделяя его от острова, и огораживая попеременно водными и земляными кольцами, земляных было два, а водных три, большей или меньшей величины, проведенных на равном расстоянии от центра острова, словно циркулем». Согласно Платону, размеры водных и земляных колец были огромны. Так, ширина крайних водного и земляного колец достигала трех стадиев, что равнялось 579 м. Это — более полукилометра. Немногим меньше было второе кольцо, а третье достигало 200 м. «Это заграждение,— продолжает Платон,— было для людей непреодолимым, ибо судоходства тогда еще не существовало». Наукой установлено, что мореплавание в Эгеиде началось за 12 тыс. лет до н.э., следовательно, земляные и водные кольца были сооружены до этого времени. Однако строительство водных сооружений на этом не закончилось. По-видимому, позднее с развитием судоходства стал необходим радиальный канал, соединивший между собою три водных кольца. Именно через него и осуществлялась связь города с морем. Размеры его тоже грандиозны — канал 100 м шириной и 30 м глубиной имел длину 9,5 км. Город, согласно Платону, был укреплен еще и мощными стенами, окружавшими земляные кольца.
Такая колоссальная работа, которая выполнялась в отдаленные времена людьми без помощи каких-либо механизмов, представляется многим фантастичной. Нет ничего удивительного, что создание грандиозных кольцевых каналов египетские жрецы приписывали богу Посейдону. Не менее поразительно и возведение крепостных стен такой протяженности. Вполне вероятно, что они напоминали стены Крепостного Тиринфа, сооруженного позднее, где вес отдельных каменных блоков достигал 125 т. Легенды греков приписывали возведение стен Тиринфа Циклопам, так как было трудно поверить, что их создали люди. Здесь стоит еще раз вспомнить слова Платона об украшениях Матерь-города, на которые атланты не скупились. Вокруг маленького храма Клейто-Посейдона атланты возвели золотую стену. Стены, ограждающие земляные кольца, «они... обделали в медь, олово и орихалк...». Храм Посейдона они украсили золотом, серебром, орихалком и слоновой костью.
Читая рассказ Платона о Матерь-городе атлантов, невольно вспоминаешь древнегреческую утопическую литературу, ставшую популярной после Платона. Неизбежной составной частью утопических романов были морские путешествия и кораблекрушения у неизвестного острова, на котором располагалось идеальное государство. Античный писатель Лукиан написал на эти романы пародию, «Правдивая история» с описанием идеального города на острове «Блаженных»: «Весь город построен из золота, окружающие его стены — из изумруда, каждые из семи ворот сделаны из цельного коричного дерева... Вокруг города течет река из прекраснейшей мирры, шириной в сто царских локтей, глубиной в пятьдесят, так что в ней можно легко плавать». Не правда ли, похоже? Вполне вероятно, что у Платона, или в первоисточниках, которыми он пользовался, есть мифологические преувеличения. Однако за шелухой преувеличений просматривается некая реальная основа. Основа эта — рассказ о прекрасном острове «Блаженных», который неотступно присутствует в той или иной форме в мифах или литературе древних. Такое постоянство может указывать на наличие прототипа, который со временем приобрел фантастический ореол. Вполне вероятно, что в отдаленные времена существовало мощное и богатое государство, память о котором сохранилась в легендах. Многие геологи и вулканологи на основании подводных исследований кальдеры Санторина делают вывод, что поверхность острова Стронгеле до разрушения в середине второго тысячелетия пересекали впадины-долин Таким образом, всю грандиозную работу по созданию земляных и водных колец проделал вулкан или в представлении древних — Посейдон. Люди лишь поправляли и дополняли то, что сделала природа.
Что же определяло образ Матерь-города атлантов? Можно предположить, что символом города, а, вероятно, и всего острова была блистающая в лучах солнца, золотая вершина горы-вулкана, на которой стоял маленький храм Клей-то-Посейдона. Золотая корона — центр острова, вероятно, была видна еще с подплывающих к острову кораблей. Она воплощала величие и славу могучего Посейдона.
Огромную роль играли в формировании образа города, неприступные могучие стены и водные кольца, трижды опоясывающие акрополь и маленький храм. Они тоже были своеобразной оправой святыни атлантов. Стены с мощной шершавой каменной корой были, по утверждению Платона, покрыты расплавленным металлом. Однако вряд ли металл полностью закрывал камень стен. Может быть, он наносился на один-два верхних ряда кладки стены. В этом случае стены тоже отражали лучи солнца.
Важное место в формировании образа города играли кольцевые водные каналы. Они были своеобразным символом Посейдона — бога водной стихии. Спокойная гладь воды служила своеобразным зеркалом, отражавшим и как бы повторявшим город во всей его прелести. Водные зеркала способствовали расширению пространства города и создавали благоприятный микроклимат на кольцевых островах. Кроме того, водные кольца были и функционально необходимы атлантам. Они служили прекрасными гаванями и верфями мощному флоту минойцев-атлантов.
Земляные кольца города связы-вали перекинутые с одного на другой мосты. «На мостах у проходов к морю атланты всюду поставили башни и ворота». Мощные деревья, изобильно произраставшие на острове, использовались для башенных ворот. С крепостными стенами и кольцевыми каналами неразрывно связаны мосты Матерь-города. Они были своеобразными лентами, связывавшими город воедино. Основой для мостов, вероятнее всего, являлись каменные тумбы-быки, сложенные из огромных глыб.
В период с VIII до середины II тыс. до н. э. Атлантида была самым передовым и развитым государством мира. Цивилизация и культура атлантов повлияла на развитие и движение вперед всех стран Средиземноморского региона, да, по-видимому, и не только Средиземноморского. О землях атлантов складывались легенды. Это был остров изобилия, богатства, справедливости — остров мечты, «Остров Блаженных». И каждый, кто попадал сюда, воочию убеждался в этом, лицезрея прекрасный и могучий город Посейдона, полный неземного блеска и величия.
Заключение
У Платона, египетский жрец, рассказывая о гибели Атлантиды, говорит: «Уже были и еще будут многократные случаи погибели людей...» Да, гибли в катастрофах люди, а с ними уходили знания, достижения наук и искусств, стиралась память о самих народах.
В те отдаленные времена некто мог наблюдать очеред-•- ную катастрофу из спасительного далека, а затем передать своим потомкам нечто необъяснимое и фантастическое, со временем превращавшееся в легенду. Так могла возникнуть легенда о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который не смог напра- • вить колесницу по отцовскому пути, а потому спалил все на Земле, и гіогиб сам.
Каждый век рождает свои проблемы и своих фаэтонов. Новые мощные взлеты науки в руках недальновидных «фаэтонов» XX в. тоже могут «спалить все на земле» и уничтожить не только людей, но и все живое. И мудрый египетский жрец сто раз прав, утверждая: «у этого сказания облик *, мифа, но в нем содержится правда».
И если в те отдаленные времена катастрофы носили не столь всеобъемлющий характер, то сегодня в век ноосферы, атомные или экологические катастрофы могут стереть с лица земли все живое.
Атлантида исчезнувшая встает перед мыслящим человечеством как символ предупреждения.
Но все же хочется снова и снова задать себе вопрос, почему легенда о прекрасном острове привлекает к себе такое множество людей — от крупных ученых до рядовых исследователей? Прежде всего важно, что новые исследования в поисках Атлантиды приводят к новым открытиям, а поиски дают новые стимулы к этому.
Литература
1. Романов С. Атлантида! Факты. Свидетельства. Комментарии. Спб.: Азбука, 2001. – 304с.
2. Дроздова Т.Н., Юркина Э.Т. В поисках образа Атлантиды. М.: Стройиздат, 1992. – 311с.