Смекни!
smekni.com

Западная культура XIX века (стр. 2 из 7)

О романтиках часто говорят, что они противопоставляют действительности мечту, подменяют жизнь сказкой.

Романтики презирали весь буржуазный уклад жизни, они считали его предметом, недостойным поэтического изображения. Они изображали большие чувства, могучие страсти, необычные подвиги. Буржуа был холодным, бездушным, расчетливым. Романтики раскрывали богатство души человеческой, неустанно напоминая о том, как трагически одинок настоящий человек в окружающем мире.

Первая половина XIX в. отмечена подъемом национально-освободительного движения во многих странах, и романтики взволнованно откликнулись на зов времени. Это главная тема многих выдающихся произведений XIX в. («Гражина» Мицкевича, «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона и др.).

Страстно выражая свое отношение к миру, романтики не скрывали своих общественных позиций. Все они презирали буржуазное общество, но идеалы их нередко резко противостояли друг другу. Некоторые из них прославляли старое, средневековое. Это были консервативные романтики. Они уверяли, что французская революция принесла лишь новые пороки, разрушив патриархальную простоту нравов. Французский консервативный романтик Шатобриан призывал вернуться к богу, веру в которого подорвали просветители. Немецкий писатель Новалис рисовал идеализированную картину феодльного средневековья.

Выдающейся заслугой прогрессивных романтиков было то, что, презирая буржуазный мир, они еще более решительно отметали все старое, отжившее, исторически обреченное и звали вперед, хотя их мечта о будущем была смутной и глубоко субъективной.

Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Это был важный этап в развитии культуры человечества. Бурно расцвела лирика. Романтики покорили читателей богатством интонаций, многообразием поэтических форм, проникновенностью в передаче человеческих чувств.

Романтики создали исторический роман. Они пробудили интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству. Они добились больших успехов в искусстве перевода на родной язык художественных произведений других народов.

ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ

В английской литературе конца XVIII-начала XIX в. возникло новое течение – романтизм. В лиро-эпических поэмах и лирических драмах Байрона и Шелли предстали образы невиданных ранее романтических героев – бунтарей против несправедливых общественных порядков, людей горячего сердца, бурных, титанических страстей.

В этих произведениях были глубокие раздумья о судьбах человечества.

Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824)

Его творческая жизнь совпала с годами реакции, которая пыталась вытравить из памяти людей идеи свободы, равенства, братства, провозглашенные революционным французским народом. Однако сопротивление демократических сил непрерывно усиливалось. Волна национально-освободительного движения разливалась по странам европейского континента; в самой Англии ширились стихийные выступления луддитов- разрушителей машин. С самого начала своей творческой деятельности Байрон призывал к борьбе в лирических стихах, в лиро-эпической поэме «Паломничество Чайльд Гарольда», в политической речи в защиту луддитов, которую он произнес зимой 1812 г. в палате лордов.

В «Паломничестве Чайльд Гарольда» (первые две песни – 1812 г., третья – 1816 г., четвертая – 1818 г.) Байрон, обличая реакцию, прославлял народы Испании, Италии, Греции, которые сражались за свое освобождение от власти чужеземцев. Он вдохновлял на борьбу тех, кто медлил взяться за оружие.

В Гяуре, Корсаре, Ларе – романтических героях одноименных «Восточных поэм» (1813 – 1816) Байрона нетрудно узнать, по словам В.Г. Белинского, «колоссальную, гордую и непреклонную личность» самого поэта. В образах романтических героев – страдальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одинокого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) – Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой вселенной.

Незаконченный стихотворный роман «Дон Жуан» (1818-1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гете – «безгранично гениальным произведением». Юный Дон Жуан ничем не похож на прежних романтических героев – он самый обыкновенный человек. Его многочисленные приключения в разных странах дают Байрону повод для критики общественной и политической жизни Европы, поэтому лирические отступления порой совсем заслоняют повествование о жизни героя. Байрон – лирик, воспевающий поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, выражающий собственные чувства и мысли о жизни и нравах людей, о природе; он и сатирик, осмеивающий торгашество, лицемерие, ханжество, бичующий душителей свободы – реакционных правителей европейских государств.

Перси Биши Шелли (1792 – 1822)

Духом протеста и свободы овеяна революционно-романтическая поэзия Перси Биши Шелли. Он был вынужден покинуть родину: революционность его первых творений напугала английские правящие классы и они подняли против него компанию травли и клеветы.

В ранних стихах Шелли выражены свободолюбивые мысли и чувства. Юношей он отверг религию. За трактат «Необходимость атеизма» (1811) его исключили из Оксфордского университета. Он дорожил идеями французской революции. В политических взглядах Шелли принял идеи утопического социализма.

Обличая несправедливость, гнет церкви, монархии, Шелли вдохновлялся идеалом будущего свободного бесклассового общества. В символической поэме «Возмущение ислама» (1818) он запечатлел борьбу народа фантастического Золотого города и создал революционно-романтические образы вождей восстания – девушки Цитны и юноши Лаона. Уверенные в будущей победе над тиранией, они бесстрашно встретили смерть.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» (1819) Шелли в судьбе ее героя воплотил страдания, мужество, подвиги человечества.

Просто и сильно написал Шелли «Песнь людям Англии» (1819), выразив в ней справедливый гнев против трутней – капиталистов, присваивающих плоды трудов рабочих и крестьян. Он призывает тружеников силой оружия освободиться от власти трутней.

Вальтер Скотт (1771 – 1832)

Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа – нового жанра в литературе. Наблюдая современную жизнь и изучая историю, он понял, что и прошлые века в обществе шла непрерывная борьба между старым, отживающим и новыми, прогрессивными началами. В своих романах Вальтер Скотт изображал переломные исторические моменты, когда решались судьбы отдельных людей и целых народов. Так, в «Пуританах» (1816) шотландский народ восстает против деспотизма церкви и монархии. В «Айвенго» (1820), где показана Англия XII в., идет непрерывная борьба саксонских землевладельцев и крестьян против норманнских феодалов, чувствующих себя хозяевами Англии. В «Квентине Дорварде» (1823), действие которого происходит во Франции второй половины XV в., отражено становление абсолютной монархии в борьбе с феодализмом.

С большим мастерством передает Вальтер Скотт исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов. В «Уэверли» (1814), «Роб-Рое» (1818), «Эдинбургской темнице» (1818), как живая, встает родина писателя – Шотландия, ее суровая и величественная природа. Свои симпатии к народу писатель выразил в романе «Айвенго» в образах свинопаса Гурта, шута Вамбы, легендарного Робина Гуда, названного в романе вольным стрелком Локсли.

Роберт Льюис Стивенсон (1850 – 1894)

Роберт Льюис Стивенсон избрал жанр приключенческого романа. Он изобретал интересные, запутанные сюжеты, насыщенные тайнами. Необычайные приключения героев Стивенсон противопоставляет реальности буржуазного общества, которое он ненавидит. Эти особенности творчества позволяют назвать Стивенсона представителем неоромантизма. Самый известный его роман – «Остров сокровищ» (1833) – об экспедиции, которая отправилась на корабле разыскивать сокровище.

Действие романов Стивенсона «Похищенный» (1886) и «Катриона» (1893) происходит в XVIII в., но писателя не интересуют исторические события. В основе сюжета этих романов – полная приключений жизнь молодого шотландца Дэвида Бельфура.

Благородные, мужественные, решительные и находчивые герои Стивенсона всегда одерживают победу над злом, с которым их сталкивает жизнь.

В творчестве писателя выражены его любовь к людям, уважение к народам, какой бы расы они не были. Противник расизма, он выступал в защиту народа островов Самоа, доказывая его право на независимость.

Стивенсон был также и поэтом. В сборнике «Цветник стихов для детей» он воспроизвел радостный мир детства.

Редьярд Киплинг (1865 – 1936)

Книги Редьярда Джозефа Киплинга, подобно книгам Стивенсона и Конрада, тоже уносят читателей в экзотические страны. Однако, идейная направленность творчества Киплинга совершенно иная.

Действие многих его произведений происходит в Индии, нравы, обычаи, культуру которой он хорошо знал, так как родился в Бомбее.

Герои Киплинга – обыкновенные люди: английские офицеры, чиновники, моряки, врачи и т.п. они самоотверженно выполняют служебный долг, стоически переносят одиночество, оторванность от семьи, скуку однообразных будней. Есть у Киплинга еще один герой – простой солдат, чье имя – Томми Аткинс – стало нарицательным (сборники стихов «Ведомственные песни», 1886; «Казарменные баллады», 1892). Киплинг сочувствует ему, уважает его. Он и от других требует такого же уважения к солдату: ведь руками и кровью Томми Аткинсов добывается и охраняется могущество Англии. Англосаксов Киплинг считает высшей расой. Он симпатизирует только тем индийским мужчинам и женщинам, которые покорно, как должное, принимают власть англичан. Но он никогда не приукрашивает действительность колониальных будней, и поэтому в его произведениях встречается много правдивых описаний жестокости и высокомерия английских колонизаторов, а также бедственной жизни коренного населения Индии (рассказы «Лиспет», «На голоде» и др.).