Смекни!
smekni.com

Значение образа Георгия Победоносца в художественной культуре (стр. 7 из 8)

30 октября 2008 года в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар хоккейной сборной России икону великомученика Георгия Победоносца. Алексий II выразил надежду на то, что молитвы святого великомученика будут способствовать успехам российских спортсменов.[64]

6 мая 2008 года в Петербурге, в особняке Румянцева была открыта выставка "Образ Святого Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга".[65] В экспозиции представлено 50 работ, выполненных ведущими петербургскими художниками в самых разных жанрах и направлениях: от икон до абстрактных композиций. Все представленные на выставке работы изображают святого покровителя русского воинства. В основе большинства из них лежит традиционный сюжет – святой Георгий, поражающий копьем змея.

12 мая 2009 года открыта выставка «Образ св. Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга»[66]. Выставка состоится в Государственном музее истории города Санкт-Петербурга. Одновременно начинает свою работу научная конференция, которая так же посвящена значению этого святого в мировой художественной культуре. Ученые Санкт – Петербургского университета культуры рассматривают эту проблему в контексте философии культуры, искусствоведения и истории. Все это свидетельствует о том, что образ Святого Георгия широко изучается в настоящее время и, несомненно, актуален.


Список использованной литературы

1. Алпатов М.В. Образ Георгия – воина в искусстве Византии и древней Руси. – Алпатов М.В. Этюды по истории Западно – Европейского искусства. Т.1. – М.: Искусство, 1967. – 600 с.

2. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Т.1. – М.: Радуга, 1990. – 319 с.

3. Вилинбахов Г.В. Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец. – СПб.: Искусство-СПБ, 1995. – 159 с.

4. Григорович Н.Е. Шедевры живописи музеев СССР. Искусство Возрождения. – М.: Госзнак, 1974. – 159 с.

5. Кирпичников А. Святой Георгий и Егорий Храбрый: исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879

6. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. Учебное пособие. – М.: 1972. – 153 с.

7. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве. — Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, – М.: Наука, 1970. – 344 с.

8. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. - М.: Искусство, 1927. – 662 с.

9. Овчинникова Е.С. Икона «Георгий с отсеченной головой» в собр. ГИМ // Византия: Сб. в честь В.Н. Лазарева. – 1973. – С. 164 – 171.

10. Попова О.С. Древнерусская живопись и Византия // ГММК: Материалы и исследования. – 1999. - № 12 . - С. 14-51.

11. Пропп В. Змееборство Георгия в свете фольклора // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973. С. 190- 208.

12. Пушкин А.С. Борис Годунов. – М.: Вита – Нова, 2007. – 304 с.

13. Сендерович С. Георгий Победоносец в русской культуре. – М.: АГРАФ, 2002. – 368 с.

14. Сендерович С. Чехов – с глазу на глаз: История одной одержимости А.П. Чехова: Опыт феноменологии творчества. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. – 286 с.

15. Сидоренко Г.В. Михайловские рельефные плиты XI в. // Иконостас. М., 2000. – С. 243 – 266

16. Токарев С.А. Георгий Победоносец // Мифы народов мира. Энциклопедия.: в 2-х томах // Под ред. С.А. Токарева. - М.: Советская энциклопедия, 1991.-Т.1 А - К. – 671 с.

17. Торопцев А.П. Святой Георгий Победоносец. – М.: Бизнес – Пресс, 2005. – 144 с.

18. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. – М.: Высшая школа, 1989. – 133 с.

19. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. - М.: Московский университет, 1982. - 248 с.

20. Чехов А. П. На Святках. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Том 10. – М.: Наука, 1986. – 78 с.

21. Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. – Тбилиси.: Сабчота Сакартвело, 1959. – 691 с.

22. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Сов. Писатель, 1986. – 329 с.

Электронные ресурсы

1. Великие люди нашей эпохи. В. Карпаччо.– Режим доступа: http//www.pisateli.org

2. Георгий: Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.– Режим доступа: http//www.pravenc.ru

3. Елена Голубева. Возбранному воеводе и Победоносцу Георгию составим похвалу. – Режим доступа: http//www.rusk.ru

4. Из Византии на Русь.– Режим доступа: http//www.ikona.ru

5. Интерфакс - Религия. – Режим доступа: http// www.interfax-religion.ru

6. Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца Комментарий в аспекте культуры. – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru

7. Лукашевич А.А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца. Комментарий в зеркале СМИ. – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru

8. Образ Георгия – воина.– Режим доступа: http//www.artprojekt.ru

9. Религия и СМИ. Образ Святого Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга. – Режим доступа: http// www.religare.ru

10. Святой Георгий. – Режим доступа: http//www.ec-dejavu.net/g-2/Saint_George.html

11. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии.Выпуск 6, 2003 г. – Режим доступа: http// www.eunnet.net/sofia.ru

12. Шешунова Светлана Всеволодовна. Св. Георгий Победоносец в русской поэзии . – Режим доступа: http//www.wwjd.ru

13. Эволюция образа Святого Георгия с конца XIX - начала XXI века. – Режим доступа: http//www.center.rusmuseum.ru


[1] Торопцев А.П. Святой Георгий Победоносец. – М.: Бизнес – Пресс, 2005. – 144 с.

[2] Сендерович С. Георгий Победоносец в русской культуре. – М.: АГРАФ, 2002. – 368 с.

[3] Пропп В. Змееборство Георгия в свете фольклора // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973. С. 190- 208

[4] Святой Георгий. – Режим доступа: http//www.ec-dejavu.net/g-2/Saint_George.html

[5] Там же. – С. 194

[6] Там же. – С. 195

[7]Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве. — Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, – М.: Наука, 1970. - с. 55–102

[8] Токарев С.А. Георгий Победоносец // Мифы народов мира. Энциклопедия.: в 2-х томах / Под ред. С.А. Токарева. - М.: Советская энциклопедия, 1991.-Т.1 А - К. С. 274 – 275

[9] Кирпичников А. Святой Георгий и Егорий Храбрый: исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879

[10] Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в аспекте культуры). – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru

[11] Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в аспекте культуры). – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru

[12] Алпатов M.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси. – Алпатов М.В. Этюды по истории Западно-Европейского искусства. Т.1. – М.: Искусство, 1967. – 600 с.

[13] Приложение 1

[14] Георгий: Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.– Режим доступа: http//www.pravenc.ru

[15] Овчинникова Е.С. Икона «Георгий с отсеченной головой» в собр. ГИМ // Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. – 1973. – С. 164 – 171.

[16] Из Византии на Русь.– Режим доступа: http//www.ikona.ru

[17] Попова О.С. Древнерусская живопись и Византия // ГММК: Материалы и исследования. – 1999. - № 12 . - С. 14-51 .

[18] Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в аспекте культуры). – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru

[19] Сидоренко Г.В. Михайловские рельефные плиты XI в. // Иконостас. М., 2000. – С. 243 – 266.

[20] Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. - М.: Московский университет, 1982. - 248 с.

[21] Лукашевич А. А. Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в аспекте культуры). – Режим доступа: http//www.sedmitza.ru

[22] Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. – Тбилиси.: Сабчота Сакартвело, 1959. – С. 325

[23] Приложение 2

[24] Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси. – Алпатов М.В. Этюды по истории Западно-Европейского искусства. Т.1, – М.: Искусство, 1967. – 600 с.

[25]Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси. – Алпатов М.В. Этюды по истории Западно-Европейского искусства. Т.1, – М.: Искусство, 1967. – с. 425

[26] Приложение 3

[27] Приложение 4

[28]Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. - М.: Искусство, 1927. – с. 319

[29]Приложение 5

[30] Приложение 6

[31] Великие люди нашей эпохи. В. Карпаччо.– Режим доступа: http//www.pisateli.org

[32] Приложение 7

[33] Григорович Н.Е. Шедевры живописи музеев СССР. Искусство Возрождения. – М.: Госзнак, 1974. – с. 131

[34] Образ Георгия – воина.– Режим доступа: http//www.artprojekt.ru

[35] Приложение 8

[36] Сендерович С. Георгий Победоносец в русской культуре. – М.: АГРАФ, 2002. – С. 167.

[37] Сендерович С. Георгий Победоносец в русской культуре. – М.: АГРАФ, 2002. – С. 169

[38] Сендерович С. Георгий Победоносец в русской культуре. – М.: АГРАФ, 2002. – С. 171

[39] Там же С. 172

[40] Там же С. 189.

[41] Пушкин А. С. Борис Годунов. – М.: Вита – Нова, 2007 С. 19 - 32