Храм этот построен в память о святых великомучениках Борисе и Глебе, сыновьях великого князя Киевской Руси Владимира Красное Солнышко.
С севера и юга в виде двух овражков сохранились следы былых въездов в крепость со стороны пристани. Храм пережил много событий, в том числе и монголо-татарское нашествие 1238 года. Храм много лет простоял без кровли, его своды, восточная часть стен, верхи алтарных апсид начали рушиться. Лишь в XVI-XVII веке духовенство приняло решение о восстановлении храма. Для ремонта использовали старый белый камень, которого не хватило на восточную часть здания. Храм завершили новым сомкнутым сводом, сделанным наспех.
По своему типу церковь Бориса и Глеба похожа на храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Таких одноглавых кубических трехапсидных храмов на Руси в XII веке было построено немало. Однако образ храма значительно отличается от других. В нем нет утонченной хрупкости и стройной ярусности Покрова на Нерли, нет пышного резного убора Дмитриевского собора. В Кидекше все гораздо проще и суровее. Храм имеет форму куба, он неподвижен в своем спокойствии и величии.
При всех совершенных перестройках церковь Бориса и Глеба в Кидекше остается выдающимся памятником древнерусского зодчества, древнейшим памятником белокаменной архитектуры. Творческий почерк мастеров, создавших это здание, определяется прежде всего четкими геометрическими формами, точностью контуров в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Строители храма владели техникой белокаменной кладки. Так умели строить только зодчие из Галича, которые были знакомы с романской архитектурой стран Западной Европы.
Вначале проявлений интереса к формам романской архитектуры почти не было. Сам Долгорукий был поклонником греческого искусства. В храмах периода его правления просто не могли появиться новые элементы, не связанные с русско-византийскими традициями.
К югу от храма в конце XVII века были установлены изящные Святые ворота, выполненные из кирпича. Они имеют очень нарядный фасад и фигурный многопластовый верх.
Глава 3. Владимир
Древние русичи умели выбирать место для поселений. Владимир занимает высокое плато на берегу Клязьмы. Город окружен живописными пойменными лугами и синеющими до горизонта лесами.
Первые десятилетия своего существования Владимир был пригородом богатых русских городов Ростова и Суздаля. Ростовские бояре отзывались о городке презрительно, называя его городом псарей.
Границы города-крепости были определены самой природой: крутые северные склоны спускались в долину речки Лыбеди, на юге естественным рубежом был обрывистый берег Клязьмы, на западе и востоке доступ врагу был затруднен множеством глубоких оврагов, соединенных искусственным рвом, отрезавшим город от плато.
Крепость по всему периметру окружали огромные земляные валы, на гребне которых были выстроены деревянные стены. Общая длина земляного вала составляла почти 3 км. На самом высоком месте новой крепости по приказу Мономаха была выстроена каменная церковь Спаса. Территория крепости и стала центром будущей столицы Руси.
В 1158-1165 гг. в городе развернулось грандиозное строительство. Все незащищенные участки разросшегося города были охвачены поясами новых крепостных валов. В западной части города было четыре надвратные башни.
Рядом с Золотыми воротами князь Андрей построил новый княжеский двор с белокаменной церковью Спаса. На юго-западе Владимира вырос грандиозный Успенский собор.
Посадская часть Владимира располагалась в восточном треугольнике, прикрытом валами и крепостными стенами. Именно там, недалеко от моста через Лыбедь, были выстроены вторые белокаменные ворота- Серебряные. Дорога, на которую они выводили, вела к Боголюбову и Суздалю.
После трагической кончины Андрея Боголюбского на владимирском престоле воцарился его брат, Всеволод Юрьевич. При нем происходило дальнейшее усиление великокняжеской власти, что привело к волнениям среди горожан и народным восстаниям.
Вскоре был построен новый роскошный княжеский дворец и белокаменный Дмитриевский собор (1194-1196). Все это было обнесено крепкой каменной стеной и получило название «детинец» (крепость в крепости).
К концу XIII века Владимир представлял собой живописное зрелище. Особенно красив был город со стороны южного фасада, обращенного к Клязьме. На западном холме стояли церковь Николы и Вознесенский монастырь. С южного угла спускалась к оврагу крепостная стена, а от Волжских ворот она вновь поднималась к углу Среднего города. В центре всей панорамы возвышался Успенский собор, а по его сторонам были видны Дмитриевский и Рождественский соборы.
Во второй половине XII века культура Владимирской Руси переживала расцвет. Появились признанные мастера в области архитектуры, талантливые живописцы, возникла благодатная почва для оживленной литературной деятельности.
Татарские полчища обрушились на Владимир в 1238 году. Несмотря на героическую оборону, город пал. Он был сожжен и разграблен, но и после этой трагедии Владимир остался центром культурных традиций Северо-Восточной Руси.
В начале XV года Владимир был опустошен войском хана Едигея. Обгоревший Успенский собор поручили расписывать заново артели Андрея Рублева и Даниила Черного. Фрагменты росписи и отдельные фрески можно и сейчас увидеть на стенах собора.
Укрепления Владимира более не восстанавливались, заново были отстроены только бревенчатые стены Среднего города. В конце XV века началась перестройка храма Княгинина монастыря.
Именно этот период считается историками временной гранью, за которой Владимир окончательно утратил статус столицы и превратился в рядовой город с богатым прошлым.
Развитие промышленности в России Владимира почти не коснулось. На главной городской улице выросло несколько доходных домов с торговыми помещениями. У подножия южного склона в 1861 г. прошла ветка Московско-Нижегородской железной дороги, которая лишь обезобразила южную панораму Владимира.
Золотые ворота
Золотые ворота представляют собой уникальный памятник русской военно-оборонительной архитектуры. За прошедшие века внешний вид ворот сильно изменился, так как после военных действий их всякий раз приходилось реставрировать.
Первый раз ворота получили повреждения при штурме Владимира монголо-татарами в 1238году. В XV веке надвратную церковь обновляли по проекту известного московского архитектора В.Д.Ермолина. Последняя переделка Золотых ворот производилась в начале XIX века.
Золотые ворота выполняли двойную функцию: крепостной башни и парадных ворот для въезда в столицу. В качестве военно-оборонительного сооружения Золотые ворота сыграли значительную роль в дни осады города монголо-татарами.
Величественность арочного проема и большая высота башни придавали внешнему виду сооружения характер триумфальной арки. Таким образом, Золотые ворота полностью соответствовали и второй своей функции- торжественному въезду на главную улицу Владимира.
Собор Успения Богородицы
Центром архитектурного ансамбля новой столицы Руси стал Успенский собор, заложенный по указу Андрея Боголюбского в 1158 году. Здание собора господствовало над городом. Его сверкающий купол был виден с дальних высот, поросших лесом, где проходила дорога от Мурома. Новый собор походил на могучего богатыря в золоченом шлеме, возвышающегося над Клязьмой.
Местных мастеров для постройки такого грандиозного сооружения оказалось недостаточно, и Боголюбский распорядился пригласить строителей со всех окрестных поселений. В числе мастеров по белокаменной кладке были выходцы из-за границы, с романского Запада, присланные князю Андрею императором Фридрихом Барбароссой[3]. В Средневековье подобный сбор строителей был обычным делом.
В 1160 году Успенскому собору были пожалованы обширные земельные владения, кроме того, еще и десятая часть княжеских доходов, что ставило храм на один уровень с Десятинной церковью в Киеве.
Успенский собор оказался в эпицентре событий грозного 1238 года, когда татарские полчища двинулись на Русь. Батый начал штурм города 7 февраля 1238 года. Татары ворвались в город через проломы в крепостных стенах и смерчем пронеслись по столице. Семья великого князя вместе с кучкой бояр нашла убежище в Успенском соборе. Горожане храбро сражались, но все усилия были напрасны. Семья Юрия Всеволодовича и все остальные погибли в огне. Сам же собор устоял.
«Вокруг пылала отчая земля-
Стога, деревни, церкви и повети.
А здесь, внутри, за стенами кремля-
Не только жены, старики и дети.
Здесь, за стеною жил не только князь,
Митрополит и славный воевода,
Но древних букв затейливая вязь-
Язык, культура и душа народа…
Как мало нынче знаем мы о них,
О тех, погибших в той кровавой тризне!
Ведь в те года сгорело столько книг.
А книги- тоже продолженье жизни.»[4]
К концу XIII века здание Успенского собора было обновлено. Его покрыли оловом и пристроили к юго-западному углу придел Пантелеймона, который впоследствии был разрушен.
Внешний вид собора постройки 1185-1189 гг. значительно отличался от первоначального. Композиция внешнего облика храма приобрела традиционную ярусность, характерную для церковных сооружений XI-XII вв.
Внутреннее пространство храма поражает высотой и обилием свободы и света. По высоте собор был равен самому крупному сооружению Древней Руси- Софийскому собору в Киеве. Зодчие, возводившие Успенский собор, сумели сделать высоту храма особенно ощутимой, усилив эффект шестью легкими стройными столбами, несущими своды собора. Глава храма имела 12 окон, из которых лился мощный поток света.
В соборе были погребены Андрей Боголюбский, его брат и наследник престола Всеволод III и другие члены княжеской семьи.
В 1189 году было восстановлено внутреннее убранство Успенского собора, в том числе и фресковая роспись. До наших дней сохранилось только несколько фрагментов, часть которых скрывает иконостас.