Санкт-Петербургский институт управления и права
Факультет международного менеджмента и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Культура России
тема: Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово
Студентка: Пыжикова В.О.
(первый курс, очная форма обучения)
Научный руководитель:
Земцова И.В.
Санкт-Петербург 2006
Оглавление
Введение
Глава 1. «Золотое кольцо» России
Глава 2. Суздаль
Глава 3. Владимир
Глава 4. Боголюбово
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В Золотое кольцо России входят города: Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польский, Палех, Шуя, Углич.
В своей курсовой работе я познакомлю читателя с тремя древнейшими городами Золотого кольца России: Владимир, Суздаль, Боголюбово, объединяющей чертой которых является белокаменное зодчество.
Белокаменная летопись на Руси начинается с 1165 года – со времен постройки по велению князя Андрея Боголюбского храма Покрова на Нерли. В отличие от сооружений Киевской Руси, где использовался кирпич-плинфа, во владимирско-суздальских и московских сооружениях с XIII-XIV веков использовались блоки белого камня. В Подмосковье стимулом к интенсивной добыче белого камня, так называемого мячковского известняка и доломита, послужило решение Дмитрия Донского окружить Кремлевские постройки каменной стеной. С тех пор Москва получила эпитет – «белокаменная». Природный белый камень с честью выдержал испытания веками. Величественные белокаменные сооружения с резными украшениями и орнаментами уже более восьми столетий воплощают эстетическую самобытность и техническое мастерство русских зодчих. Белые известняки, желтые доломиты, бежевые песчаники придают строгость и индивидуальность фасадам и интерьеру зданий. В камне есть то, на чем всегда можно остановить взгляд. Элементы белого камня великолепно подчеркивают «главные линии» фасадов, хорошо сочетаясь с облицовочным кирпичом, штукатуркой, деревом. Изделия из камня Русской платформы неповторимы и индивидуальны. Они являются символом долговечности, прочности и красоты.
Глава 1. «Золотое кольцо» России
Владимир и Суздаль часто называют «воротами» «Золотого кольца». И не только потому, что одна из главных достопримечательностей Владимира — древние «Золотые ворота», под сводами которых проходили с победой полки Александра Невского и Дмитрия Донского.
Владимиро-Суздальское княжество более 250 лет было центром всего древнерусского мира. Расцвет его пришелся на XII век, время правления двух братьев-князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Настоящий средневековый замок, построенный князем Андреем во владимирской слободе Боголюбове, слыл в то время «восьмым чудом света». Был в замке и настоящий зоопарк — туда князь привез первых в России слонов.
Зато время пощадило одно из самых лирических творений древнерусской архитектуры — храм Покрова Богородицы на реке Нерль, заложенный по приказу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться таланту неизвестных зодчих, безупречно выполнивших наказ князя: «чтобы узревши храм хоть раз, никто не мог сказать, что в жизни его не было счастливых минут».
Многочисленные археологические памятники обнаружены у озера Плещеево (Переславль-Залесский), близ Углича, по берегам Волги, у деревни Фатьяново близ Ярославля. Славянские курганы IX-XII в.- свидетели начала русской народности. В архитектурных памятниках городов отражена история национального зодчества; первые каменные постройки на этой земле- храмы XII-XIII вв.; Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский (Главный на Руси) и Дмитриевский соборы во Владимире, собор Рождества Богородицы в Суздале, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь покрова на Нерли, остатки резиденции князя Андрея Боголюбского в Боголюбове.
Две архитектурные жемчужины Владимира и всего «Золотого кольца» — Дмитриевский и Успенский соборы. Первый — весь, словно кружевом, одет белокаменной резьбой, второй — аскетичен в своем строгом величии. Вплоть до середины XV века в Успенском соборе принимали великокняжеский титул все московские государи. А итальянец Аристотель Фьораванти специально приезжал во Владимир посмотреть на «эталонный» храм, чтобы впоследствии по его подобию выстроить главный, Успенский собор Московского Кремля.
«Почти всюду по «Золотому кольцу» - от города к городу – шестьдесят- семьдесят километров. Это не случайность и не прихоть, а строгая обусловленность истории. Города и крепости ставили в старину на расстоянии древного перегона лошадей. Ямщик или верховой покрывали это расстояние в два приема. Покормят разгоряченных лошадей через тридцать верст, подкрепятся сами и опять в путь- теперь уже до крепости. Там останавливайся на ночлег либо меняй лошадей и дальше- по делу ли казенному или по спешной собственной надобности.» [1]
Глава 2. Суздаль
Суздаль возник на основе древнейшего сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового феодального общества. Это город во Владимирской области, центр Суздальского района. Население 12 тыс. человек. Суздальская земля- это степная полоса, богатое плодородное ополье, тянувшееся от берега Клязьмы, вдоль правого берега реки Нерль до Переяславского озера. Впервые упоминается в 1024 году; как город-крепость- в 1096 году. В 1-й половине XII века при Юрии Долгоруком был центром Ростовско-Суздальского княжества. С середины XIII века столица самостоятельного Суздальского княжества. Суздаль- старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси (уже в XI веке здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св.Дмитрия).
На рубеже XI-XII века по воле Владимира Мономаха в Суздале из кирпича плинфы построили большой шестистолпный трехапсидный собор. В 1148 г. на месте этого собора Юрий Долгорукий возвел белокаменный собор. В 1222-1225 г. на основании собора 1148 г. князь Юрий Всеволодович построил новый собор. В 1238 году сожжен монголо-татарами.
В XIII веке в городе были возведены новые монастыри: Троицкий построили рядом с Ризоположенским монастырем, Александровский, связанный с именем Александра Невского,- к северо-западу от них, на южной окраине города вырос Введенский монастырь, а на восточной- Васильевский.
Значение Суздаля возросло в XIV веке при усилении Суздальско-Нижегородского княжества. Нижегородские князья Андрей и Борис Константиновичи основали в середине XIV веке два новых монастыря- Покровский (женский) и Спасский (мужской), которые усилили оборону города с севера. Спасский монастырь впоследствии стал называться Спасо-Ефимиевым. Оба монастыря были деревянными и здания эти не сохранились, но они так и остались крайними точками Суздаля.
С XIV века Суздаль являлся центром суздальской епископии. В 1608-1610 году польско-литовские захватчики причинили Суздалю страшный ущерб.
Суздальская земля прославилась своими мастерами, вышедшими из простых ремесленников и ставшими знаменитыми зодчими. Среди них: Иван Грязной, Андрей Шмаков и Иван Мамин, создавшие немало архитектурных шедевров в русских городах.
В Суздале нельзя найти два одинаковых церковных навершия, даже форма куполов ни разу не повторяется. Суздальским мастерам принадлежит изображение вогнутого шатра, которым украшены Никольская, Антипиевская, Богоявленская, Скорбященская церкви. Храмы древнего Суздаля богато украшены узорами и элементами декора, ставшими традиционными для суздальских художников и зодчих.
Рождественский собор
Архитектурное решение Рождественского собора было сродни постройкам на юге Киевского княжества. Интересно, что план собора почти в точности совпадает с планом собора Успения Богородицы в Киево-Печерском монастыре, что подтверждают летописные источники. Сходство это, скорее всего, неслучайно.
Успенский собор постоянно ремонтировали и обновляли его внутреннее убранство. Основной причиной обрушения верхней части собора стали неглубокая закладка фундамента (0,6 м.) в насыпном грунте неизвестного происхождения. Юрий Долгорукий постарался учесть ошибки отцовских зодчих. Он приказал сделать подсыпку грунта вокруг нового фундамента на расстоянии в 20 метров от храма. При этом глубина фундамента увеличилась до 3,1 м.
Строительство Рождественского собора тоже стало для великого князя важным политическим делом. В Ростове не было каменных храмов, а в Суздале строили уже второй.
Надо отметить, что переименование Успенского собора в Рождественский произошло именно при первой перестройке храма, вернее, при его освещении новгородским архиепископом Нифонтом.
В 1222 году после второго обрушения верхней части Рождественского собора, по приказу Юрия Всеволодовича собор разобрали, а на его месте выстроили новый белокаменный храм.
Сохранился фрагмент фрески в нижней части стены, обнаруженный при раскопках. Архитектура собора была призвана внушать простым людям трепет и уважение к христианскому Богу.
«К сожалению, вновь выстроенный собор тоже не дошел до наших дней в своем первоначальном виде, так как в 1445 году вновь произошло обрушение его верхней части. В результате всех перестроек от первоначального здания остался лишь нижний ярус, позволяющий представить внешний вид и внутренний интерьер этого удивительного памятника древнерусского зодчества.»[2]
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Рассказывая о древних памятниках суздальской архитектуры, нельзя умолчать о белокаменном храме Бориса и Глеба, построенном в 1152 году на территории княжеской крепости.