Смекни!
smekni.com

Золотой век греческой культуры (стр. 1 из 2)

Контрольная работа №1

Тема: «Золотой век греческой культуры».

План:

1. Введение…………………………………………………2

2. Древнегреческая мифология……………………………3

3. Греческий театр…………………………………………3

4. Архитектура, скульптура, живопись…………………..4

5. Философия……………………………………………….5

6. Ораторское искусство…………………………………..5

7. Зарождение исторической науки……………………….6

8. Геродот……………………………………………………7

9. Фукидид………………………………………………….7

10. Ксенофонт………………………………………………..7

11. Литература……………………………………………….8


Введение.

Древнегреческая культура занимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культура народов Европы. В сфере эстетической, художественного творчества наследие греков – не только источник современного знания, но и живая, полная обаяния духовная сила. Не только корни европейской культуры лежат в античности, но и античная культура является составной частью современной культуры. Знаменательно, что перелом в истории западноевропейского искусства начинается с эпохи Ренессанса, т.е. возрождения античного искусства.

Образы античной мифологии получили многочисленные воплощения и толкования в живописи Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициана, Рубенса, Рембрандта, А.Иванова, в скульптурах Витали, Козловского и др. Её сюжеты использовали широко многие писатели и музыканты всех времен и народов: Данте, Шекспир, Пушкин, Гайдн, Оффенбах, Стравинский. Едва ли можно найти ту область, в которой не ощущалось бы влияние греческой культуры. И в этом ее непреходящее значение. На рубеже III-II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах происходит возникновение классового общества. Цивилизация эпохи бронзы, возникшая на острове Крите, получила также название минойской по имени легендарного царя Миноса, резиденция которого была обнаружена в Кноссе. Эта цивилизация получила также название дворцовой, т.к. изучена главным образом благодаря ей. Дворцы имели прекрасную систему водоснабжения и канализации, продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы быта выполнены на высоком художественном уровне, часть – из драгоценных металлов. И все же Минойская цивилизация, апогей которой приходится на XV в. до н.э., лишь в незначительной мере позволяет нам судить о древнегреческой культуре. Поэтому основное внимание мы сосредоточим на культуре классической эпохи, времени наивысшего ее подъема (V-IV вв. до н.э.)

Древнегреческая мифология.

На протяжении почти всей античной эпохи мифы пользовались огромной популярностью среди населения греческих городов-государств. Без них, без их влияния, без постоянного обращения к их сюжетам и образам сейчас невозможно себе представить ни классическое греческое искусство, ни греческую литературу, ни греческую философию, ни греческую культуру в целом. Нельзя забывать, что мифы были важнейшей частью того культурного наследия, которое оставили грекам их далекие предки. Именно миф был для подавляющего большинства греков наиболее доступным и понятным способом осмысления прошлого – седой старины, воспоминания о которой сохранились лишь в произведениях древних поэтов – создателей греческого эпоса. Нет ничего удивительного в том, что молодая историческая наука в Греции еще долго не могла вырваться из материнских объятий мифологии, в лоне которой она родилась.

Как древнее, и к тому же священное предание, миф не нуждался ни в каких доказательствах и подтверждениях. В то, о чем рассказывали мифы, следовало просто верить, не требуя от рассказчика никакой аргументации. В любом греческом городе и его окрестностях столетиями сохранялись детали ландшафта, памятники, просто предметы, связанные с различными мифами и как будто подтверждающие их историческую достоверность. Так, например на Крите, заезжим путешественникам обычно показывали знаменитую Идейскую пещеру, в которой родился сам владыка богов Зевс.

В мифах сплошь и рядом описываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание. Без тени сомнения авторы мифов сообщают нам о чудесных превращениях людей в животных и растения, о поединках героев с чудовищами, о путешествиях в царство мертвых и многом другом, столь же невероятном. На сцене мифического повествования постоянно появляются боги, которые вмешиваются в человеческие дела. Авторы мифов произвольно обращались с такими категориями, как время и пространство. В то же время каждый из мифов – будь то Троянский или Критский циклы, представляет собой очень ценный источник, позволяющий заглянуть в самые сокровенные и загадочные глубины духовной жизни древнего человека.

Греческий театр.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздника бога Диониса – покровителя сельского хозяйства и виноделия. Весной, когда распускалась виноградная лоза, отмечался праздник весенних Дионисий, а осенью, во время сбора винограда, праздновались осенние Дионисии. Этот праздник был особенно весел, и любим греками. Пили молодое вино, устраивали пляски и распевали песни. Исполнители обрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов – были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и происходит слово «трагедия», т.е. «песнь козлов» («трагос» - по-гречески козел, «оде» - песня). Из дифирамбов и возникла греческая трагедия. Ряд песен в честь Диониса носил веселый, озорной характер. Они положили начало возникновения комедий.

Обычно песни пелись хором во главе с запевалой, который носил название корифея. Слушатели располагались вокруг небольшого холма, где пел хор. Чтобы зрителям было лучше видно и слышно корифей и ведущие артисты стояли на возвышении – специальном деревянном помосте, а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром.

Так возникли театральные представления. Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене» - палатка). Около сцены располагался хор; это место получило название орхестры. Затем шли места для зрителей. Греческий театр всегда был под открытым небом. Театры обычно вмещали до 25 тыс. зрителей. Это и неудивительно, т.к. граждане приходили на концерты целыми семьями.

И женские и мужские роли исполнялись только мужчинами. Каждый актер играл в сапогах с высокими подставками – котурнах, чтобы его лучше видели зрители. Актеры также пользовались масками, каждая из которых соответствовала своей роли. Театр был школой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии. Неимущим гражданам выдавались из городской казны специальные деньги на посещение театра. Театральные представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. В эти дни греки смотрели представления с утра до позднего вечера. Выдающимися авторами того времени были Аристофан, Эврипид, Софол и Эсхил.

Архитектура, скульптура, живопись.

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы. Крышу на определенном расстоянии друг от друга поддерживали колонны. Самыми знаменитыми образцами греческой архитектуры являются Фенон и Эрехтейон. Замечательный Перфенон был посвящен богине Афине. Эрехтейон стоит против Парфенона. Его колонны стройны и изящны. Кариатиды – изваяния девушек – поддерживают крышу небольшего портика (навеса) у стен храма.

Греческая скульптура V в. Представлена именами таких ваятелей как Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон – автор скульптурного изображения дискобола. Движение скульптора отражено настолько живо, что зритель как бы видит тот момент, когда юноша бросает диск. Агросский скульптор Поликлет изображал главным образом прекрасных юношей. Особенно известны его статуи «Копьеносец» и «Диодумен». Обе статуи полны изящества и силы. Произведения афинянена Фидия прекрасны и величавы. Самой знаменитой была его статуя богини Афины, стоявшая в Перфеноне, сделанная из золота, дерева и слоновой кости. В Олимпии Фидий изваял статую Зевса Олимпийского, сидящего на троне. Он изображал богов и богинь, подчеркивая их совершенство и величие.

Великим ваятелем IV в до н. э. был Пракситель, изображавший богов и богинь виде красивых, изящных юношей и молодых женщин. Самое известное его произведение Гермес. Выдающимися скульпторами были также Скопас и Лисипп.

Живопись была широко распространена в древней Греции, но к сожалению, почти не сохранилась до нашего времени. Сюжеты фресок и мозаик составляли сцены из мифологии и семейной жизни. Определенные представления о греческой живописи дают нам краснофигурные и чернофигурные вазы, дошедшие до нас.

Философия.

Стремление к обобщениям результатов наблюдений за природой и деятельностью людей имело своим конечным результатом расцвет философской мысли. В трудах Гераклита Эфесского нашли завершение изыскания натурфилософов предыдущего времени. Он первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира. Своей вершины материалистическое понимание мира в Греции достигло у Левкиппа и особенно Демакрита. Основная особенность учения Демокрита – соединение атомизма с идеей диалектического развития. Проблемами человека, разума был увлечен Сократ. Он был занят поиском критерия истины. Сократ считал, сто истина познается в споре. Его учение Платон разработал теорию идеального государства.

Ораторское искусство.

В середине V в. в Афинах наблюдается устойчивый интерес к судебным речам, что было связано со стремлением привить молодежи навыки искусного спора, прений на любые темы. Ораторское искусство IV в до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. В его речах – яркое, житейски психологически достоверное бытовое повествование; замечательные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическим образцом аттической прозы.