У Чуковского в «Мойдодыре» декларируется одна очень простая и понятная для детей мысль:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А Нечистым трубочистам — стыд и срам, стыд в срам.
Это примеры того, как искусство воплощает в художественных образах общепринятые моральные установки.
Но Искусство может быть и бунтарским, выступать с критикой общепризнанной, консервативной морали. В связи с этим можно обратиться к творчеству Л. Толстого. Его романы «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» есть не что иное, как острая, нелицеприятная критика светской морали с элементами лицемерия и ханжества.
Если говорить о взаимосвязи религии и искусства, то их взаимоотношения особенно ярко проявились в религиозном искусстве. В результате их взаимодействия возникло храмовое зодчество, религиозное изобразительное искусство: мозаики, фрески, иконопись, ритуальные скульптурные изображения, библейские иллюстрации, клерикальная литература, религиозные мистерии, драмы, кино и телефильмы. Современное искусство в свои религиозные формы приняло авангардные технику, технологии, средства вы разительности. В частности, это весьма наглядно прослеживается в сооружении современных ритуальных строений.
Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в Возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.
Определенная мера философствования, наряду с романом, получившим достаточно широкое распространение в ХХ в., свойственно и для такого специфического жанра, как научная фантастика.
Жанр научной фантастики возник на рубеже ХIХ—ХХ вв. Его появлению мы обязаны бурному развитию научного знания. Художественное прогнозирование основано на принципе опережающего отражения. В произведениях этого жанра писатель, опираясь уже на научные достижения, строит мысленный эксперимент, который иногда удачно прорицает картину будущего.
Основоположниками этого жанра в литературе стали: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов. В этом случае подчас бывает трудно определить, что в большей степени повлияло — наука на искусство или искусство на науку. Как правило, в научной фантастике искусство предвосхищало научные открытия. Иногда искусство обращается к темам, тесно связанным с научными исследованиями, и на их фоне дает развитие художественных характеров.
В этом плане показательно творчество Д. Гранина, известные его повести и романы, в частности «Иду на грозу», «Зубр». В первом сюжет развивается на фоне деятельности молодых физиков, а во втором — дается художественное жизнеописание отечественно го генетика с драматической судьбой Тимофеева-Ресовского. Здесь, же уместно вспомнить роман В. Дудинцева «Белые одежды», посвященный критике лысенковщины.
Искусство и политика. Проблема сложная и во все времена актуальная. Настоящее искусство редко бывает политически ангажированным. Художники, что называется от Бога, как правило, стараются избежать союза с властью. Темы взаимоотношения художника и власти остро переживались Пушкиным. Не случайно фраза: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» — стала афористической. Власть очень часто стремится превратить искусство в свою служанку.
Но бывает и так, что художник разделяет те или иные политические идеи и идеалы, и они находят свое органическое выражение в художественных формах (Вагнер). Знаменитая французская «Мальсерьеза». Э. Потье, повесть М. Горького «Мать», многие карикатуры Кукрыниксов и другие произведения стали результатом именно таких обстоятельств.
Что касается права, то и оно не избежало взаимосвязи с искусством. Весьма часто в художественных произведениях правовые ценности и отношения становились предметом образного постижения. Судебная практика дала не один побудительный мотив для создания художественного произведения. Общеизвестен анализ написания Л. Толстым романа «Воскресенье».
Интерес к раскрытию совершаемых человеком преступлений привел к возникновению нового художественного жанра — детектива. В английском языке это слово имеет еще одно значение — сыщик. детективный жанр возник как литературный и объединял в себе повести, рассказы, романы, построенные на описании раскрытие совершенного преступления. Классическими представителями этого жанра принято считать Э. По, А. Конан Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона.
В современном искусстве детективный жанр расширил свои видовые формы.
Потребность в искусстве — это потребность духовного порядка, отличная от потребностей материально-бытовых.
Потребность в искусстве — потребность в узнавании мира через осознание его иллюзорно-художественной картины, не требующей, по меткому выражению Фейербаха, признания ее за действительность. На протяжении всей истории существования культуры неотъемлемой ее частью была художественная составляющая. Творцом искусства является человек, наделенный художественным талантом, другими словами — художник.
Побудительные мотивы творчества могут быть различными. Стремление художника к обретению духовной свободы, к реализации им возможностей воображении и понимания себя, к созданию антитезы действительности через представление собственной картины мира, к преодолению конфликта между здравым смыслом и духом, к осуществлению идеальных представлений, наконец, что подчас наиболее существенно, к самовыражению и самопроизводству или удвоению себя.
3. Игровая природа искусства.
В чем назначение искусства? Искусство, как уже отмечалось, вызвано к жизни духовной потребностью человека удовлетворять эстетические запросы Человек так устроен, что он всегда стремится к красоте, совершенству, гармонии, а искусство одна из наиболее ярких форм их воплощения. Поэтому, воспринимая искусство, человек удовлетворяет важнейшую из насущных духовных запросов своего бытия.
Отличительной чертой искусства является не только его эстетическая, но и игровая природа Игра издавна понималась как способ деятельности, связанный с развлечением, получением удовольствия. Игра — свободно организованный процесс. Игры бывают разные: детские, азартные, спортивные. детские игры наиболее свободны от правил. дети входят и выходят из игры практически без подготовки. для них жизнь в игре органична и естественна. Их игры отличаются бескорыстностью, импровизационностью, стремлением примерить на себя мир взрослых, стать мамой, играл в дочки-матери выбрать себе профессию — врача, продавца, милиционера, артиста и сымитировать их деятельность или, разделив мир на своих и чужих, играть в казаки-разбойники.
Ребенок без проблем может перевоплотиться в любой неодушевленный предмет или представителя флоры и фауны. Игра детей разнообразит, расцвечивает их жизнь, делает ее интересней и привлекательней, поэтому дети так любят играть.
В детстве игра — способ существования, она занимает достаточно много времени и не всегда требует партнеров и зрителей. Ребенок очень часто играет себе в удовольствие, один на один со своими мыслями, он «сам с собой ведет беседу».
Как известно, потребность в игре существует и у взрослых. Шиллер высоко ценил игровые способности человека, независимо от его профессии. По его убеждению, «счастлив человек играющий т.е. способный уйти на некоторое время из реальности в обстоятельства вымышленного мира. В игре такой человек получает возможность освободиться от общепризнанных норм поведения, он раскрепощается и тем самым сбрасывает с себя груз повседневных забот и тревог. По мнению Шиллера, человек счастлив в игре, потому что может позволить себе не слишком серьезно относиться к миру. Этот элемент несерьезности переносится из игры в реальность с помощью чувства юмора. В этом смысле юмор — защитная реакция человека, способ сохранения душевного равновесия, оберег. В юморе всегда присутствует игровое начало.
Психологи справедливо подчеркивают, что, по большому счету, степень выраженности игрового начала является неотъемлемой частью творческого процесса во всех без исключения сферах человеческой деятельности.
А. Бахтин писал: «Этот «другой» мир — мир игры — реальный феномен человеческой цивилизации на всех этапах». Другими словами, нет и не будет такого времени в истории человеческой культуры, когда не будет игры.
Не удивительно, что игровой момент в известном смысле характерен и природе, в особенности всему живому в ней.
Мы часто говорим об игре солнечных лучей на различных зеркальных поверхностях, об игре света и тени в лесной чаще. Мы завороженно можем наблюдать за игрой домашних любимцев котят и щенят, которые с упоением играют друг с другом или каким-либо пришедшимся им по нраву предметом, здесь же будет уместно вспомнить знаменитые брачные игры животных.
Игра сюжетов, игра случая, обстоятельств, игра цвета и на строения, игра в воспоминание, спортивные игры. Игра слов: «Мне нравится ставить слова в глупое положение, сочетать их шутовской свадьбой каламбура, выворачивать наизнанку, заставать их врасплох. Что делает ветер в слове ветеринар? Откуда томат в авто мате? Как из зубра сделать арбуз?»
Известный голландский культуролог Й. Хейзинга написал книгу — «Человек играющий». Поставив в названии слово «Играющий» с большой буквы, автор особым образом подчеркнул, что для человека игра является важной формой его бытия, атрибутивным свойством его жизни. Игра, по Хейзингу: «Действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла в обозримом порядке по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешенность и восторг — священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку».