Смекни!
smekni.com

Иероним Босх–жизнь и творчество (стр. 3 из 7)

Огромная рыба-демон (рыба - символ жадности) пожирает Жадного. Дьявол-охотник за душами, трубя в рог, тащит Сатаниста, с распоротой грудью. Наконец, собаки терзают жертву под мостом. Собаки Ада, адские псы, сопровождaвшие охотника за душами Сатану, часто встречаются в средневековой литературе.

Здесь Босх показывает один из смертных грехов — Жадность, и то, что следует из неё: разногласия, насилие, убийство, гордыня, разврат и обман. Ирония Босха в том, что в Нидерландах сено имело небольшую ценность и часто использовалось как символ бесполезности мирской выгоды. И выражение "везти воз сена" с кем-то значило дразнить или обманывать этого человека.

По дороге, среди природы, свойственной Босху, движется воз сена. Вверху Христос, благословляет людей на праведную жизнь. Все же, сцена ниже совсем не духовна. На вершине стога, на заднем плане — обнимающаяся пара. Перед ними, под маской урока музыки, учитель соблазняет ученицу. Ангел молит о помощи, о прощении, что допускает всё это, но флейта демона побеждает. А над ними символы греха: сова (зло, ересь) и кувшин (ненасытность). А внизу торжествует Жадность. Каждый стремиться урвать побольше сена (благ). Слева — Король и Римский папа (власть). Им не нужно бороться. Всё, что они хотят и сколько хотят, они берут силой власти. Ниже — простой народ. Кто с вилами, кто с лестницей... И вот, уже драка! Жадность породила насилие. Человек с вилами пытается защититься от нападающего с ножом. Лежащему на земле мужчине приставили нож к горлу. Монах отчаянно сдерживает женщину, избивающую другую. Рядом с дорогой — сцены обычной жизни. Они говорят, что те, кто не участвуют в драке, безразлично наблюдают или не обращают внимания на происходящее.

Мужчина, возможно, пьяный, спит на коленях у женщины с ребёнком; жарится мясо на огне, а перед ним женщина моет ребёнка; дантист "лечит" пациента, а в правом углу ненасытный священник наблюдает за монахинями, которые наполняют большой мешок сеном.

Все же, несмотря на все это, воз продолжает продвигаться, размалывая всё, что попалось под колёса. Тянут его демоны (справа) с большой рыбой (символ жадности, ненасытности). И тянут прямо к дверям ада — правая панель (хорошо виднона полном триптихе). Цель Босха была показать современникам, что занятие (дело), не приносящее пользы людям, не имеет ценности, оно — сено, используемое Сатаной, чтобы соблазнить человечество к саморазрушению. Прошло 500 лет, но и сейчас актуальна идея картины. Жадность, желание обогатиться без труда порождают разногласия, насилие, убийство, разврат, обман и ведут человечество к разрушению".

javascript:newwindow('garden.html')Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

Ветхий Завет Бытие 1

Триптих "Сад земных наслаждений" - самое известное и загадочное из произведений Босха. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. С 1868 г. триптих находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде.

На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена рождению человека.

Бледные цвета закрытого триптиха сменяет буйство красок. Разные животные пасутся среди зелёных холмов, вокруг водоёма с причудливым сооружением. Это — Фонтан жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На переднем плане, около Дерева познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот — жестокость, дьявол).

На правой створке показан Ад.

Сказочный рай центральной панели уступает кошмару Ада, в который волнение страсти преобразовано в безумие страдания. Как всегда у Босха при изображении Ада, горящий город служит фоном, но здесь здания не просто горят, скорее они взрываются, выбрасывая струи огня. Основная тема — хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном, и обычные предметы.

Пара обычных ушей, несущих большой нож размалывает тела проклятых, а ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. Безобидный кролик(символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву; рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Наконец, выше этой сцены — Птицеголовый монстр пирует проклятыми и затем они погружаются в яму, обжору заставляют беспрерывно рвать в яму, тщеславную женщину ласкают монстры. Необычным кажется Дерево-человек, в туловище которого устроена таверна, а голова поддерживает диск, на котором под звуки волынки мучают грешников. "В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах " — говорит пессимистически Босх.

По формату триптих традиционен для нидерландских алтарей, но содержание показывает, что Босх не предназначал его для церкви.

Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Фрей Иосиф Сигуэнций (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».

Просматривая увеличенные изображения створок, я прочла классическое (принятое специалистами) описание их содержания. Предлагаю прочесть ещё одно интересное мнение.

«Любое серьезное рассмотрение картины начинается с подробного описания всех персонажей ее, затем осмысления их и попыткой связать единой мыслью. Сначала бегло осмотрим триптих, поскольку персонажей множество.

На внешних поверхностях закрытого алтаря изображены две половины Земли на третий день творения. Это прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертания суши. Вдалеке – Творец наблюдает за рождением мира.

Внутренняя поверхность левой створки посвящена зарождению растений, животных из воды. В центре створки изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источник жизни, из которого порожденные существа выбираются на сушу. На первом плане Господь рассматривает только что созданных им Адама и Еву.

На правой створке дана фантастическая картина ада. Тьма, пламя дальнего пожара.

В центральной части царит атмосфера веселого карнавала, вселенского праздника любви, нежных любовных забав нагих молодых людей.

В чем смысл картины? Посмотрим критику.

Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель. На взгляд современного зрителя, в центральной части триптиха царит атмосфера безгрешности; нежные забавы изображенных на ней нагих молодых людей навевают светлые, радостные чувства. Их лица по-детски искренни, мечтательны, счастливы, они развлекаются на виду у всех и предаются любви под сенью раковин и гигантских плодов. Однако для Босха и вообще для средневекового образа мыслей тот мир переполнен символами греха – птицы, рыбы и спелая клубника означают распутство и похоть, зло вопиет о возмездии. В качестве наказания за это Босх определяет самые жестокие пытки, до которых когда-либо доходило воображение человека. В последней части триптиха грешников натягивают на струны арфы, давят, зажимая между лютней и книгой, погружают в топь, их похищают дикие звери, клюет птица, целует свинья, грызут собаки, им перерубают шею, их протыкают мечом, топят в море огня. Никто не избегает кары, никому не удается спастись. Современный зритель не может не испытывать боли и гнева при виде наказания, которое так разительно не соответствует тяжести прегрешений».