Цитируемый автор возражает Босху, отрицая то, на чем художник вовсе не настаивает. Прежде следует разобраться в картине, чего наш критик даже не пытается сделать.
Детская энциклопедия пишет: «На внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира… Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека. В центре створки, посередине земного рая, изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источник жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву». Рождение Земли, рождение жизни на Земле. Это хорошо, но не отмечен важнейший факт отсутствия традиционной сцены грехопадения первой пары и ее изгнания. Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя.
«В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин. Влюбленные плавают в водоемах среди замысловатых конструкций; составляют невиданные кавалькады, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов; скрываются под кожурой огромных плодов…»
Хорошо, но куда подевались дьяволы-искусители, чудовища и монстры, всегда присутствующие на алтарях Босха в подобных картинах грехопадения?
«На правой створке зритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением земного рая на левой створке, но их связь основана на контрасте. Здесь царит тьма, слабо озаренная пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы, – ее сменила оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет – трухлявое «древо смерти» растет из замерзшего озера. Тут властвует не благой Творец (а где он властвует?), а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в бездну».
В этом нет внимания к деталям и осмысления картины.
Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника. Чаще всего эту картину интерпретируют как аллегорико-нравоучительное осуждение похоти… Босх рисует здесь картину ложного рая, буквально заполненного символами похоти, почерпнутыми в основном из традиционной символики, но отчасти и из алхимии – лжедоктрины, которая, равно как и плотский грех, преграждает человеку путь к спасению». «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов».
Ну, это совсем не товар! А для Европы таки и не к лицу.
Книга Бытия говорит: «всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так». Наивные представления авторов Бытия, вне всяких сомнений, не могли разделяться Босхом: плотоядные животные так устроены, что питаться травой не могут. А о птицах и говорить нечего: они тратят на полет столько энергии, которую может обеспечить только животная еда. Поэтому тотчас за моментом своего создания кошки устремилась за мышами, аисты и всяческие цапли – за лягушками, птицы – за червяками, а львы – за оленями. Что мы и видим у Босха. (Лев в глубине, над головой жирафа). Следовательно, зло, а поедание одного живого существа другим безусловное зло, заложено в природу самого живого существа, предусмотрено в плане самого Творца, и дьявол тут ни при чем. Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом? Стало быть, взаимное влечение полов, греховность лежит в самой природе плодоношения, деторождения, и не может быть трактована как грехопадение. Как не было и змея. Давая в середине рая, в центре животворящего озера розовое сооружение неизвестного материала, художник в темную глубины его помещает сову – символа носителя злых, темных, несправедливых, греховных, если хотите, дьявольских моментов в планах, чертежах животных и человека, которые только и сделали возможными их создание, существование, размножение. Поэтому художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания. Как Адам и Ева жили в раю, так и продолжали жить, только в реальном, земном раю, со всеми его радостями и заботами.
С этой необходимой для жизни парности животных поедаемых и поедающих, самцов и самок, мужчин и женщин художник начинает алтарь: при закрытых створках видим момент рождения Земли из ее половин – правой и левой, земли и неба. Затем мы видим, как при раскрытых створках небо на райском горизонте переходит на центральную часть, как и синие горы вдали и желтая земля. И только при приближении к нам в соответствии с правилами перспективы ландшафты становятся разными.
Итак, люди (по Босху) в первородном грехе невиновны, взаимное влечение мужчин и женщин лежит в их природе и заложено Творцом, отсюда праздничность, красочность, бесконечное разнообразие любовного карнавала.
Донат Баттилотти пишет: «Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений».
Так и должно быть в символике. Иногда не просто разобраться в символике картины, изучить язык художника, но это главная задача искусствоведа, способность решить которую говорит об уровне его профессионализма. А размышлять над символами, не привлекая с самого начала астрологию, значит, с первых шагов стать на путь домыслов. Второе, что следует иметь в виду, что художник не может применять образы, символы и прочие элементы живописного языка редкие, малоизвестные или известные очень узкому кругу лиц, поскольку картина пишется для широкого зрителя, а не для одного-двух знатоков редкостей. Значит, и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе.
Астрология делит год на двенадцать частей и каждую отмечает знаком зодиака. Каждой части соответствует одна из семи планет и соответствующие характеры людей: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Луна и Солнце имеют по одному месяцу, остальные – по два. В зависимости от восходящего или нисходящего Солнца каждая из планет (и ее символы!) оказывает положительное или отрицательное воздействие.
Центральная створка Сада наслаждений рассказывает о любви, следовательно, о людях, родившихся под знаком Венеры, или под другими планетами, но в какой-то мере обладающими теми же качествами.
Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Из стихий к Венере относятся воздух и вода, из жизненных жидкостей: кровь, сперма, мокроты. Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Определенные металлы, камни и растения. Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам, имеющие пряный и приятный запах. Места: укромные источники, зеленые луга, цветущие сады, берега, курорты, танцевальные залы. Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений. Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям. Если же влияние Венеры дурное, то эти люди только трусливые сладострастные натуры; развратники, прожигающие жизнь. Их символ – перевернутое зеркало Венеры. Таким образом, каждый знак, каждый символ Венеры может нести положительное и отрицательное значение.
Другие источники (поверия, фольклор, сказания, пословицы, в том числе старинные голландские) дополняют перечень этих символов. Обращает на себя внимание как раз множество негативных их значений. Вот несколько из них.
«Двустворчатая раковина» – супружеская неверность. «Сладострастные» плоды: виноград, гранат, клубника, ежевика, яблоко. В этом видели распутство, плотские (чаще всего) наслаждения, преходящие радости. Черная клюющая птица – символ похоти. Рыба – лжепророки, распутство, похоть.
Обратимся к центральной части.
Центр алтаря полон радости и доброты самой благожелательной и самой реальной. Мир желаний, мечтаний, безудержных веселых фантазий, светлых выдумок людей. Все создано для их удовольствий, радости, целомудренного счастья, наслаждений. В центральной створке насчитывается около сотни сцен. Велико желание описать все, потому что это интересное занятие, но необходимость ограничить рассмотрение картины заставляет повременить с этим. Обратим внимание зрителя на главное.
Известно, что вода, мягкое, округлое - несет женского начало, а твердое, выступающее, продолговатое, суша – мужское. В центре картины расположен круглый водоем – чисто женский символ, – заполненный девушками. Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни! Перед нею несколько девушек с яблоками на головах. Группа девушек в центре с аистами на головах. Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. Играющая в воде пара. Несколько девушек с золотыми волосами с черными воронами на головах – птицами мудрости и любви.
Вокруг водоема – главный аттракцион – веселая кавалькада мужчин и женщин верхом на всевозможных животных. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. Коза и олень с аистами на спине. Все резвятся, кто во что горазд. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове… Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей.