Смекни!
smekni.com

Изобразительное искусство Сибири (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Творческий путь Г.Ф.Борунова

2. Тематическая картина

3. Портретное творчество

Заключение

Список литературы


Введение

В Горном Алтае еще в дореволюционное время начали работать Курзин, Гуляев, Никулин. Здесь несколько лет живут супруги Шульпиновы. Педагогическую деятельность в с. Чемале начал Борисов.

В селе Чемал в 1918 году было организовано землячество (коммуна художников), просуществовавшее несколько месяцев. В него входили барнаульцы М. И. Курзин, В. В. Карев, И. Д. Чашников, В. Н. Гуляев, М. И. Трусов (Чебдар). Живут в эти годы в Горном Алтае А. Э. Мако, Н. С. Шульпинов и приехавшие сюда из центра Е. Ланге, А. Н. Борисов.

Сибирскую интеллигенцию еще в дореволюционное время занимали проблемы быта и творчества разных народов Сибири. Возникал вопрос о художественной значимости произведений народного прикладного искусства. В 1920-х годах художников-профессионалов все больше привлекает народное творчество, а также идут споры о "сибирском искусстве", об искусстве "примитивов", об особенностях искусства дацанов в Бурятии, о традициях русского старообрядческого и алтайского национального искусства. Об этом говорили поиски студии Копылова в Иркутске, эксперименты некоторых барнаульских и омских художников.

Подъем культурной жизни становится более ощутимым после гражданской воины. Уже 20-е годы вызвали разительные перемены в бывшей окраине царской России. На советском Алтае создаются условия для развития национальной экономики, культуры. Введение алтайской письменности, строительство школ, библиотек, ломка вековых отсталых традиций меняют облик Алтая.

Работал здесь Гуркин, пробует перо молодой П. Кучияк, собиратель алтайских сказок и легенд, вырастает в своеобразного художника Н. Чевалков. У интеллигенции ширятся связи не только с Барнаулом, но и с Москвой. С перемещением художественного центра в Новосибирск перестают ощущаться томско-алтайские дореволюционные связи. Гуркин и начавший свою деятельность молодой Чевалков - оба тяготеют к Новосибирску.

Связи с художественной средой Сибири поддерживаются и через непосредственное общение с художниками Новосибирска, и через участие в выставках, и через ряд других начинаний. Гуркин был избран членом редколлегии ряда журналов Новосибирска, Чевалков иллюстрировал журналы "Настоящее", "Охотник и пушник Сибири". В сибирских журналах начинают печататься П.В. Кучияк и А.Л. Коптелов.

Важную роль в становлении алтайского профессионального искусства сыграло открытие художественной школы, о которой давно мечтали лучшие представители алтайского народа. Школа имела педагогический уклон и готовила учителей рисования (1931-1941). Преподавание в ней начинали Г. И. Гуркин и Н.И. Чевалков. Первым директором школы был И.П. Липовцев, затем А.А. Лупинов. С 1938 года директором школы и ведущим преподавателем становится В.Р. Волков. У него получили первое художественное образование будущие художники, члены СХ СССР Н. П. Иванов и С. И. Чернов.

Художники Горного Алтая принимали участие на открывшейся в Москве в 1926 году выставке "Жизнь и быт народов СССР", где вызвали интерес ахрровцев. Гуркин и Никулин привлекли внимание московских критиков также на другой вскоре открывшейся выставке, организованной Обществом по изучению Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Значительно слабее была художественная жизнь в других городах Алтайского края.

В Бийске с 1918 года по 1921 год работала студия, в которой занятия вели известный в Сибири художник А. Э. Мако, ученик Г. И. Гуркина Д. И. Кузнецов и художница В. Л. Сепгалевнч. К чтению лекций здесь привлекались художники из Барнаула М. И. Курзин, А. О. Никулин, М. И. Авилов. В 1918 году в Бийске была организована выставка с участием А. О. Никулина, М. И. Курзина, Д. И. Кузнецова, В. А. Сенгалевич. Устраивались здесь и отчетные выставки студийцев. Несколько позже, когда художественную жизнь Барнаула возглавил А. П. Борисов, по его инициативе в здании Бийского краеведческого музея была организована передвижная выставка живописных работ барнаульских художников.

В Колывани, некогда знаменитом центре камнерезной промышленности Сибири, и в Змеиногорске в первые годы Советской власти возникли художественные студии, но просуществовали они недолго.

Наиболее результативными оказались культурные начинания в городе Камне. Здесь художественную жизнь возглавил К.М. Чукалов.

После окончания Казанской художественной школы он ведет изобразительное искусство в школах Камня, а затем организует студию. Под его непосредственным руководством приобщались к изобразительному искусству в 1920-х годах П.М. Михайлов, переехавший потом в Москву и там закончивший художественное образование, В.Е. Кайдалов, ставший позже народным художником Узбекской CСP и живущий ныне в Ташкенте, М.И. Карраск, Н.Н. Чебаков и другие. В 1920-1930-е годы в Каменской изостудии под руководством Чукалова учились И. В. и В. В. Титковы, закончившие потом Омский художественно-промышленный техникум и успешно работавшие в Новосибирске.

Еще при жизни Чукалова в Камне начала собираться картинная галерея при местном краеведческом музее. Сейчас она пополнена за счет работ бывших учеников изостудии, работ самого Чукалова и подарков некоторых московских художников - Г. Г. Нисского, Я. Т. Ромаса, М. В. Мыслиной, А. Д. Щекалиной, Н. Н. Чебакова и других.

Таким образом, можно увидеть, что творческий потенциал Горного Алтая огромен.

Цель данной работы – рассмотреть картин и творчество Г.Ф.Борунова.


1. Творческий путь Г.Ф.Борунова

Среди художников послевоенного времени, влившихся в Алтайскую организацию Союза художников и составивших основу его ядра, необходимо назвать Геннадия Федоровича Борунова. Он в числе первых художников Алтая стал зачинателем актуальной темы нашей современности - темы целины. Жизненный и творческий путь его тесно связан с Алтаем.

Г.Ф. Борунов родился в 1928 году в селе Павловске, расположенном в 60 километрах от Барнаула. В прошлом - это один из старинных центров сереброплавильной промышленности в Сибири. Семья Вороновых не была чужда искусству. Его отец, Федор Георгиевич, в молодости учился в Алтайской губернской художественной школе у А. О. Никулина и В. В. Карева. Геннадий также с детства увлекался рисованием.

Началась Великая Отечественная воина. Отец Геннадия ушел на фронт. Настала тяжелая пора, и все же Геннадии выкраивал часы для рисования. Один из рисунков был послан отцу на фронт, и вскоре в далекое сибирское село пришел ответ: "Рисунок показывал художнику - он большой мастер. Посоветовал учиться. Способности, говорит, у тебя есть".

Эта оценка сыграла важную роль в выборе жизненною пути будущего художника.

Конец войны совпал с последним годом учебы в школе. Летом 1945 года Геннадий Борунов едет в Новосибирск. Все в большом городе удивляло и даже подавляло вначале. Особенно поразил театр оперы и балета: декорации к постановкам показались ему сказочно прекрасными. Геннадий твердо решил стать художником. Всю зиму и весну он рисует, читает книги по искусству, увлеченно готовится к поступлению в Московское театрально художественное училище.

Учиться в послевоенные годы было трудно, но Борунов был счастлив тем, что может учиться в Москве. В те годы в училище поступали фронтовики. Учились серьезно и жадно. Среди студентов Геннадии особенно сблизился с Б. Горовым. Вместе часто бывали они в залах Государственной Третьяковской галереи, в Историческом музее. От преподавательницы Н. А. Вернер он впервые услышал о С.Т. Коненкове. Позже Борунов посетил мастерскую скульптора. Увиденное запомнилось надолго. Годы учебы пролетели быстро. Работа над дипломом, и вот Борунов - выпускник училища. Дальнейшая учеба связана с Ленинградом.

Борунов уезжает в Ленинград и до 1953 года учится в Ленинградском художественном училище им. Крамского. Пройдя большой конкурс, он в 1953 году становится студентом института им. И. Е. Репина Учителями сибиряка были Г. П. Чепец, А. Д. Зайцев, В. В. Соколов, Л. Н. Худяков. С 3-го курса Геннадий Борунов был принят в мастерскую народного художника СССР. Бориса Владимировича Иогансона.

Учебные работы будущего художника были неоднократно отмечены требовательным мастером. Упорно и настойчиво учился Геннадий Борунов. Каждое лето уезжал домой, а осенью в Ленинград привозил свежие этюды Тема диплома определилась сама собой: это должна была быть картина о земляках хлеборобах. Окончательный вариант ее созрел к весне 1959 года. Так появились Хозяева земли (1959).

После успешной защиты диплома художник возвращается на родину. Несколько лет живет в Павловске, затем переезжает в Барнаул, но родное село по-прежнему остается своеобразной мастерской художника. Здесь он находит необходимый материал для своего творчества, живет месяцами.

Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Не пренебрегает художник и портретом.

Творческий облик художника будет неполным, если не сказать о пейзажных работах. Одной из первых проб в этой области стала его Элегия (1958) - пейзаж с элементами жанра.

Серьезной работой в жанре пейзажа является Шелаболиха. Сложная гамма холодных цветов, мерцающие огоньки, чувство сторожкой тишины, так удачно переданное авто ром, создают образ несколько драматичный и взволнованный.

Целая серия его пейзажей, написанная в родных местах (Павловск. Осенний день, Этюд. Рогозиха, Дом из Рогозихи, Унылая пора. Шахи, Барнаул. Золотая осень, Колыбельная), выполнена в лирическом ключе. Они красивы и тонки по цвету, образны по своему содержанию. Хотя требовательный к себе автор) считает их просто "занятием для души", работы этого плана имеют право на самостоятельную жизнь в искусстве.

Крепнущее мастерство художника, твердая уверенность в избранном пути, которая сродни любимым героям его произведении, - основа дальнейшего творческого роста живописца.