Диагностика может касаться различных сторон личности участника или может иметь как бы несколько уровней:
— диагностика общих способностей к художественной деятельности — способности к восприятию искусства, художественному воображению, эмоциональной отзывчивости, художественному мышлению и т. п.;
— более частных способностей к конкретному виду исполнительской деятельности: овладению навыками, игры на музыкальном инструменте, пению, актерскому мастерству, ритмике.
В практике весь комплекс личностных качеств может проявиться более или менее полно с помощью различных типов деятельности— обычного восприятия искусства, исполнительства, критического анализа и т. д. Вместе с тем любая деятельность имеет конкретные формы организации и объединяет определенные группы людей — слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в основном потребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках организованного или неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что касается художественной самодеятельности, то подготовка участников опирается на исполнительское мастерство, художественные навыки. [24]
Заключение
Проблема индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ настолько актуальна, что ее изучению посвящены не только методические труды в сфере культурно-досуговой деятельности, но, а также в психологии и педагогике.
Многие зарубежные и отечественные специалисты занимались вопросами данной темы, по крупицам собирая то необходимое, что в настоящее время позволяет изучать индивидуальные особенности развития личности.
Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.
Индивидуальные качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника.
Без четко сформулированного индивидуального подхода к каждому отдельному участнику самодеятельного коллектива невозможна и плодотворная педагогическая и воспитательная деятельность всего коллектива; руководитель коллектива обязан знать индивидуальные особенности каждого участника, и исходя из них строить как свою педагогическую деятельность, так и творческую атмосферу всего коллектива.
Список использованной литературы
1. Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
2. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.
3. Зимина Л.Т. Духовное возрождение России. – М., 2000.
4. Калинина С.А. Духовная культура России. – М., 2004.
5. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984.
6. Каргин А.С. Народная художественная культура
7. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество.
8. Костромичева Е.Ф. Русский фольклор. – СПб., 2000.
9. Куликова С.Т. Культура и личность. – М., 2002.
10. Кусков М.Н. Культурное возрождение, как перелом… - М., 2001.
11. Магов И.Т. Путь художественного искусства
12. Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура
13. Незнанский Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000.
14. Нестребов Г.Л. По следам истории прошли: о роли народных баллад
15. Панин Т.Д. Русский прорыв: быть или не быть народному искусству
16. Пахомова Н.К. Фольклорные традиции России. – М., 2003.
17. Петровский Е.Н. Культурное наследие. – М., 2001.
18. Поздных И.К. Народное художественное творчество в России
19. Померанцева Э.В. О русском фольклоре
20. Прохоров Ю.Н. Российская культура на пороге XXI столетия. – М., 2000.
21. Сергеев Л.В. Самодеятельные коллективы. – Киев, 2000.
22. Чичеров В.И. Русское народное творчество
23. Шведова М.Д. Русская культура. – СПб., 2001.
24. Яснополянская З.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.