КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
Тип поселений хуторской, есть небольшие деревни кучевой планировки. На западе сохранились кельтские постройки - каменные дома с низкими стенами и покатыми тростниковыми или соломенными крышами. В других местах они давно вытеснены каменными или каркасными (со стенами из бетонных блоков) домами. Стены штукатурят внутри и снаружи и красят в яркие цвета. Обычный тип городских поселений - небольшие города с центральной площадью.
Ирландия представляет типичный пример страны с односторонним развитием хозяйства.
В Ирландии ярко проявляются черты колониальной структуры хозяйства: одностороннее его развитие, высокая зависимость от внешнего рынка, недостаточное использование собственных природных ресурсов, крайне слабое развитие промышленности, незначительность национального капитала, большая роль иностранного капитала.
Сельское хозяйство Ирландии, составляющее основу ее экономики, полностью приспособлено к потребностям и нуждам Великобритании и ориентировано на ее рынок.
Значительное большинство населения Ирландии живет за счет работы в сельском хозяйстве, основная часть промышленности занимается переработкой местного сельскохозяйственного сырья.
Сельское хозяйство занимает ведущее место во всех районах Ирландии. Свыше половины населения проживает в сельских местностях, причем и среди городских жителей многие также занимаются сельским хозяйством.
Религия
Большинство жителей Республики Ирландия (95%) являются прихожанами римско-католической церкви, 2,8% принадлежат англиканской церкви, 0,4% - пресвитерианцы, 0,2% - методисты, 0,1% - иудеи. Незначительное количество верующих принадлежит другим концессиям.
Католики составляют до 95% населения, протестанты - 5%. Влияние церкви на жизнь ирландцев очень велико.
Правительство Ирландии после провозглашения независимости страны всячески поощряло изучение родного языка. В конституции 1937 года гэльский назван первым государственным языком, в школах и университетах было введено его обязательное обучение. Школьникам ставили повышенные отметки, если их экзаменационные работы по истории и географии были написаны по-гэльски. При распределении мест в государственных учреждениях, при найме на работу врачей и адвокатов предпочтение отдавалось владеющим родным языком.
Тем не менее печатных изданий на гэльском языке чрезвычайно мало, и тираж их невелик.
Многие ирландцы горячо возражали против изучения гэльского языка в учебных заведениях в принудительном порядке, и в 1974 году правительство отменило это положение, несмотря на оппозицию части ирландской общественности. Молодежь признает, что знание гэльского языка непрактично и искать ему применение за пределами Ирландии бесполезно, но она и не хочет, чтобы родной язык был забыт вовсе.
Поэтический гэльский все еще распространен на западе Ирландии.
Праздники
В календарном цикле народных обрядов и обычаев, общих с другими европейскими народами, отмечаются и древние кельтские праздники, например самхейн - начало года по кельтскому календарю (1 ноября). В ночь под 1 ноября принято разжигать костры на возвышенностях, вокруг которых поют и танцуют, по улицам проходят шествия ряженых. 1 августа, в праздник лугназад, отмечается начало жатвы и других уборочных работ. Праздники сопровождаются спортивными соревнованиями.
День Святого Патрика, 17 марта, является наиболее важным национальным праздником Ирландии.
Памятники архитектуры
Во многих районах Ирландии — как внутри страны, так и на прибрежных островах — разбросаны остатки древних сооружений. На востоке близ Дублина есть земляные насыпи, с внешней стороны окаймленные рвами. На западе крепостные валы строились из камня. В сооружениях обнаружены подземные ходы и туннели.
Дольмены
Дольмены – огромные плоские каменные плиты на стоящих камнях и скалах возле Дублина.Верхняя плита дольмена, известного под названием «могила гиганта», достигает семи метров в длину и пяти — в ширину.
Каменные глыбы, оставшиеся в наследство от нового каменного века, покрыты спиралями, кругами, треугольниками, условными изображениями лодок и других предметов. Местами причудливые завитки, сплетаясь, образуют подобие человеческих лиц.
Каменные идолы
В Ирландии сохранились и памятники бронзового века: например, в Ньюрэндже (графство Мит) у холма Слейн известны захоронения, насчитывающие более четырех тысяч лет.
Кельтская группа каменных идолов с острова Боа на озере Эрн, среди которых встречаются фигуры с тремя лицами (число три было священным у кельтов). Эти памятники относят к началу нашей эры.
С введением христианства в V столетии вновь отмечается возврат к реалистическим фигурам людей и зверей вместо старых кельтских тенденций к схематизации и стилизации.
В монументальной архитектуре VIII—IX веков отсутствовала строгая симметрия, на каменных стенах церквей произвольно разбросаны изображения людей и животных (новокельтский стиль).
Круглая башня
Один из замечательных памятников старины — собор XIII столетия и круглая башня X века на горе Кэшел, вздыбившейся над ровными полями графства Тилперери.
В 370 году нашей эры там жили ирландские короли Манстера, оставившие «Книгу прав» — свод законов на гэльском языке.
Круглые башни цилиндрической формы, сохранившиеся в разных уголках Ирландии, издавна вызывали споры среди историков. Одно время их создание упорно приписывалось иностранным пришельцам, поскольку, мол, «у ирландцев не было и не могло быть своей истории и культуры до прихода англичан с их цивилизацией». Только в середине прошлого века после тщательных исследований упрочилось мнение, что круглые башни имеют чисто ирландское происхождение.
Башни начали возводить в IX веке, а одна из последних, дошедшая до наших дней, была построена в 1200 году в Ард-мгоре (графство Уотерфорд). Все башни следовали единому образцу и удивительно похожи одна на другую. Башни строили из камня, без Фундаментов, в несколько этажей общей высотой до тридцати метров. На этажах выложено по одному или по нескольку окон с таким расчетом, чтобы обеспечить круговой обзор. На верхушке, под конической крышей из камня, расположены висит колокол, отбивавший время и подававший сигнал тревоги. Дверь башни обычно поднята на четыре с половиной метра над землей.
Но круглые башни могли выдержать лишь кратковременный налет и чаще служили западней, чем убежищем: благодаря деревянным настилам внутри и своей высоте, создававшей тягу, башни представляли по сути дела идеальную печь, в которой осажденные сгорали заживо.
Каменные кресты
На заре истории Ирландии искусство испытало воздействие норманнов и кельтов, язычества и христианства, стран Средиземноморья и Ближнего Востока. В Монастербоше (графство Лут) есть каменные кресты с изображениями «судного дня», в которых заметно влияние коптов: Христос предстает в позе Озириса, бога древних египтян.
«Высокие кресты» устанавливали на вновь обжитых местах задолго до сооружения церквей и монастырей. Кресты обвиты кольцами у пересечения перекладин и украшены изображениями святых без традиционных нимбов, сценами из Библии и истории церкви, знаками зодиака, фигурами людей и всадников, зверей и кентавров.
Эти кресты изучаются с особым вниманием, поскольку на Европейском континенте мало сохранилось образцов декоративной скульптуры VIII—X столетий.
В IX веке во время нашествия норманнов был разрушен до основания Клонмакноз — «город ста крестов», а все его обитатели погибли при пожаре в круглой башне, где пытались укрыться от грозных пришельцев. В начале XI века на время прекратилось создание «высоких крестов». Эта традиция возродилась только в самом конце XI столетия, но каменные фигуры теперь утрачивают живость и динамичность, как бы готовясь слиться с другими элементами орнамента.
В ходе раскопок в одном из старых районов Дублина, когда-то находившемся в пределах городских стен, обнаружили следы древнего поселения. Ниже уровня подвалов XVIII века были вскрыты остатки жилого дома с очажной ямой в центре.
Живопись
C V до IX столетия ирландские монастыри произвели всемирно известные художественные работы, прежде всего в форме рукописей, украшенных цветными рисунками. Наиболее знаменитой из подобных работ считается Книга из Келлса, в которой представлены наиболее красивые примеры чистописания средневековья.
Местное искусство почти исчезает в течение периода английского доминирования, но после XVII века множество ирландских живописцев и скульпторов достигают известности.
Ирландские живописцы Джордж Баррет, Джеймс Барри, и Натан Хоне вместе с сэром Джошуа Рейнолдсом были соучредителями Королевской Академии в 1768.
Джеймс Артур О’Коннор был видным художником-пейзажистом того периода, а Дэниел Маклис исполнил великолепные фрески в Королевской Галерее Палаты Лордов. Известны среди ирландских живописцев XIX века Натан Хоне младший, и Уолтер Ф. Осборн.
Художник Шон Китинг родился в 1889 году в бедной семье. Ему пришлось испытать нужду и лишения. В родном Лимерике он закончил техническое училище, затем поступил в художественную школу в Дублине.
В 1921 году в Дублине была организована первая выставка картин Шона Китинга. Их главный герой — трудовой человек.
Китинг — художник-реалист, который продолжал писать портреты живых, настоящих людей.
Другая тема творчества Шона Китинга — борющийся народ Ирландии.