РЕФЕРАТ
Тема: Искусство в системе культуры
Содержание
1. Искусство как специфическая форма отражения действительности
2. Классификация искусств
3. Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
4. Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
5. Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
6. Список литературы
1. Искусство как специфическая форма отражения действительности
Специфической и достаточно автономной частью культуры является искусство. Оно призвано "раскрывать истину в чувственной форме" (Гегель); "исправлять природу" (Вольтер); "способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили" (Р. Кент); "озарять светом глубины человеческой души" (Р. Шуман); не просто отражать действительность, а "отражать, отрицая или благословляя" (В. Г. Короленко).
Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования "человеческого" в человеке.
Искусство – это "образ", образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выражения им в слове, звуках, красках, форме; искусство – художественное творчество в целом.
Характерные черты искусства: оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности; ему присущи образность и творческий характер.
Социальные функции искусства.
Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.
Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на личность в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т. е. обобщенных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается художником как представителем социума.
Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в себе многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. "Искусство, всякое искусство, – писал Л. Н. Толстой, – само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление".
Гедонистическая функция заключается в том, что подлинное искусство несет людям наслаждение, одухотворяет их.
Эстетическая функция. По своей природе искусство – это высшая форма освоения мира "по законам красоты". Оно, по сути, возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии. Выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.
Эвристическая функция. Создание художественного произведения – это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чувства, заложенные в художественном произведении, и саму способность к творчеству в универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы "в запасе", входит в устойчивый базис личности.
Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.
К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры неподвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных перегородок); подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.
Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.
2. Классификация искусств
Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое выражение в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых – от наскального рисунка или примитивного танца до грандиозного "шоу" или киносериалов современности – неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. При этом его развитие идет по линии создания все более комплексных, синтетических искусств, к примеру, слияния с техникой, на основе эстетизации человеческого бытия. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.
Традиционная эстетика делит художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т. п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды "зрелищного" искусства. Однако легко заметить, что подобной "жесткой" классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно временными.
К какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства как танец в индийской хореографии на наших глазах превращается вдруг в живую скульптуру; а некоторые поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др., нередко прибегают к так называемой "визуальной", или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т. п. и внося во "временное" искусство поэзии выразительный "пространственный элемент.
Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, "синтетическое", "техническое", декоративно-прикладное и др.
Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и эстетические идеи.
Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.
Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.
"Технические искусства" в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание "светомузыки", суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез "мелодию" меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным "техническим искусствам" относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.