Идеал — (греч.-идея, понятие, представление)—совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.
Игра — форма свободного самовыражения человека,которая предполагает реальную открытость миру либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (И. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т. д.
Канон — (греч.-норма, правило)-система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
Мимезис — (греч.-подражание)-способ художественного творчества преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида люди и предметов. М.- основа натурализма в искусстве. (Термин введен Аристотелем.)
Наука — сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний, действительности.
Прогресс — (лат.-движение вперед)-переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.
Символ — (греч.) 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Текст — (лат.-ткань, соединение) -последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций Т. (по Ю. Лотману): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других;3) общение читателя с самим собой, тем самым Т. актуализирует определенные личностные стороны; 4) Т. становится собеседником; 5) общение между Т. и культурным подтекстом. В семиотике Т. представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании-последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
Язык — система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т. е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.
Литература
1. “Культурология” Каримов М.М.
2. Культурология. Под редакцией Багдасарьян Н.Г.
3. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве.
4. Арнольдов А. Введение в культурологию.
5. Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств.
6. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. – Ростов-н/Д, 1996.
Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1996;
8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – Ч. I - III.
9. Культурология. XX век: Словарь. – СПб., 1997.
10.Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина – М., 1997.
11. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1998.