Смекни!
smekni.com

Искусство древнего Египта (стр. 2 из 7)

Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутрен­нее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.


Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:

1и2 — пилоны, сооруженные при Тутмосе I; 3 — обелиск в честь царицы Хатшеспут; 4 — пилон, сооруженный при Аменхотепе III; 5 — пилон, сооруженный при Рамзесе I; 6 - гипостильный зал

Передний двор был окружен двой­ным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Пе­ред входом в храм стояла высокая мас­сивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Перед­няя часть пилона была покрыта рель­ефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создава­лось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны по­верху заканчивались карнизом.

Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и рас­полагались симметрично по сторонам от входа . Начиная с V ди­настии эпохи Древнего царства по бо­кам входа стали устанавливать

обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обе­лисков увеличивается, достигая 20,5 Рис. 5. . Бог Амон метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще более увеличи­лась и достигла 37 метров Всю композицию храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.

Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач,которая стояла перед зодчими, — соз­дать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достига­ли простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и ма­ленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с боль­шими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приб­лижения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный сим­вол был окружен сумраком.

Египетский храм никогда не являл­ся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивал­ся, увеличивался. Фараоны перестраи­вали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фарао­на, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фа­раонов и заменять их своими. При та­ком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ни­чего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры. Одним из таких храмов яв­ляется Карнакский (рис. 4; 6), известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. 5.), построенный в пе­риод Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.

1.3. Архитектура Среднего Царства VIIXVIIдинастии (2100-1555 годы до н.э.)

С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), кото­рые вновь объединились лишь при XI—XII династиях.

В эпоху Среднего царства продол­жалось строительство храмов, архи­тектурных комплексов, но архитектура и сами сооружения не отличались но­выми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового кирпича и лишь облицовывали камнем.

Период правления XII династии в Египте характеризуется ирригаци­онными работами. Восстанавлива­лись старые дамбы и каналы. Боль­шие работы велись в оазисе Фаюм, где занимались осушением болот, которые превращались в плодород­ные земли.

Храмы при пирамидах с приходом новых правителей становились цент­рами, в которых проповедовали идеи фа­раона и возводили его в ранг божества, владыки Египта.

Возведение этих храмов закончилось в начале 2000 года до н. э. созданием мо­нументального сооружения при пира­миде фараона Аменемхета II в Ха-варе — знаменитого Лабиринта, сос­тоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами.

Представление о гражданской ар­хитектуре этого периода дают жилые дома городов, которые окружали пи­рамиды. Блеск и нищета царили в этих городах. Одним из таких городов был Кахун, разделенный стеной на две час­ти — большую и малую (рис. 11.16). В большой части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плос­кой деревянной кровлей либо кирпич­ным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя колоннами на ка­менных базах. В меньшей части города в тростниковых хижинах ютилось бед­нейшее население.

В XVII веке до н. э. Египет был поко­рен пришедшими из Азии гиксосами — властителями чужеземных нагорий. Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке дельты Нила и приня­ли титул фараонов. Они стремились распространить свою власть над всем Египтом, но это им не удалось сделать.

1.4.Архитектура Нового ЦарстваXVIIIXXдинастии (1555—1090 годы до н.э.)

Источником сведений о гражданс­кой архитектуре Нового царства мо­жет служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохрани­лись до наших дней. Дома простых го­рожан были бедными. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной ком­наты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продол­говатый поперечный и прямоуголь­ный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него про­никал через окна над потолком; поза­ди зала находились личные покои хо­зяина, а вокруг - разные другие поме­щения.

Загородный дом фараона Аменхо­тепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось крыльцо с колоннами, поперечное по­мещение тоже было украшено колон­нами, а затем шел глубокий зал.

В эпоху Нового царства поминаль­ные храмы были отделены от гробниц.

Прошли тысячелетия. И даже се­годня нас поражают архитектурные памятники Древнего Египта своей мо­нументальностью, масштабностью, оригинальным решением конструк­тивных приемов, вызывают восхище­ние плоды труда сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произ­ведения в камне


2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2.1.Скульптура Раннего Царства

Переходя к рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробни­цах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периоди­чески убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм. Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному назначе­нию не могли быть доступны для обозрения. Естественно поэтому, что в одном помещении оказывались вещи, создан­ные в разное время, на протяжении нескольких веков.

Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, ко­торое они носили во время этого праздника. Скульптуры пленных иноземцев. либо заменяли живых пленных, либо ставились в храм в память ритуалов. Некоторые же фигурки пленных явля­лись подставками, частями посохов или мебели; даже кам­ни, служившие опорой для двери храма или молельни, оформлялись иногда в виде фигуры связанного в мучи­тельной позе пленного врага.

Многие статуэтки дарились храму с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство бо­жества. К таким памятникам относятся найденные в тай­никах скульптуры знатных лиц. Статуэтки детей и жен­щин с детьми на руках посвящали с молениями о дарова­нии потомства.

В тайниках храмов были найдены и скульптуры жи­вотных — львов, гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обе­зьян, собак и других, а также птиц.

Статуи царей и вельмож также имели определенное культовое назначение и, следовательно, должны были от­вечать ряду соответствующих требований. Так, в создании типа сидящей статуи большую роль сыграли статуи царей, предназначавшиеся для праздника хеб-сед. Не случайно все дошедшие до нас царские статуи и статуэтки Раннего царства были, несомненно, связаны с этим праздником. Поскольку в далекой древности под шатром действительно сажали укутанный в особый саван труп убитого предводи­теля племени, естественно, что впоследствии, при смягче­нии обряда, статуя, заменявшая труп, должна была изоб­ражать именно сидящего царя.

В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием поло­жений, а часто и лучшей трактовкой.

Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и неред ним стояли совсем иные задачи. Уже самая необходимость изобразить челове­ка связанным или несущим какой-нибудь предмет застав­ляла мастеров искать новые положения для фигур, а тре­бование отразить этнические особенности привлекало вни­мание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела.

Важнейшими явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигу