Смекни!
smekni.com

Искусство древнего Египта (стр. 7 из 7)

Из всех великих культур древности лишь долина Нила оставила нам достаточно предметов, относящихся к раз­личным эпохам, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении соро­ка столетий.

В классический период истории Египта золотых дел мастера достигли вир-туозного совершенства в технике, ко­торое никогда впоследствии не было превзойдено. В неко­торых отношениях невозможно не только превзойти их, но и сравняться с ними. Так, например, они были настоящи­ми чеканщиками и умели достигать в двадцать раз более тонкого слоя металла, чем самым тонкий, которого дости­гают в наши дни. Они применяли литье, формовку, ковку (моделирование молотком). Для нанесения орнамента ис­пользовались насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление,окраска.

7.5. Ткани

От Древнего Египта, благодаря сухому климату страны, уцелело большое количество тканей. Лен обрабатывался уже в эпоху неоли­та и был единствен-ным широко бытовавшим у египтян видом текстильного сырья.Мы знакомы с про­цессом изготовления тканей и плетением циновок по мно­гочисленным изображениям, также, узор плетения не раз служил декоративным мотивом в живописи.

Рассмотрим здесь же и изделия из кожи, которая обраба­тывалась уже в додинастическом Египте. Кожи дубились и окрашивались преимущественно в красный или желтый цвет. Некоторые образцы очень декоративны. Сандалии из зеленой кожи с аппликациями из золотых листочков и коры украше­ны изображениями пленных сирийцев и нубийцев, как бы попираемых фараоном при каждом шаге.

7.6. Дерево

К числу деревянных изделий принадлежит прежде все­го мебель и, кроме того, некоторые предметы туалета.

В период Нового царства дерево широко применялось для изготовления мелких предметов туалета, которые отли­чались необычайной утонченностью и изяществом. Сохра­нились гребни, ложечки для притираний в виде девушек, собирающих цветы, играющих на арфе или плывущих, и др.

7.7. Мебель

Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая ме­бель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указыва­ющие, что египтяне, как и восточные народы, любили си­деть на корточках. На стенных фресках также можно ви­деть изображения людей, работающих сидя на корточках. Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех после­дующих форм стульев.

Табурет (прототип современного табурета сапожника) с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, — древнейший пример «функциональной формы». Ясная ло­гика и практическое чутье отличают основные формы мно­гих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков, грязном полу и создали первую форму ложа.

Столярным ремеслом вначале занимались рабы и сво­бодные ремесленники. Позднее изготовление более дорогих изделий мебели поручалось специальным мастерам.

Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а за­тем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги рас­писывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полу­драгоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия.

Мебель также обычно украшалась плоскостным орна­ментом. Египтяне облицовывали более дешевую древеси­ну пластинами из благородных пород древесины, кото­рые, однако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые на­кладки.

Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ран­ние относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и грубая мебель; в период расцвета Фив она становится более лег кой, изящной, комфортабельной и элегантной. В жилых домах можно найти основные прототипы современной ме­бели: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки и шкафы.

Первые конструкции стульев были довольно грубы­ми, позднее они приобрели декоративную отделку. Нож­ки стали делать в форме звериных лап, тем самым устра­нив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, гру­бость.

Египетская мебель для сидения имела строго опреде­ленные формы, которые, несомненно, соответствовали ма­нере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда). Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.

Ложа изготовлялись аналогично стульям и отличались от них только размерами.

Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.), имели символическое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничива­лась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользо­вались ими в чистом виде.

Европа обязана Египту созданием основных форм мебе­ли, инструментов и технологии обработки древесины. Од­нако египетской мебели присуще определенное единообра­зие.

Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Эле­менты египетской орнаментики встречаются в древнерим­ской мебели. Влияние египетских форм нашло яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля.

7.8.Металл

Наряду с благородными металлами египтяне обраба­тывали медь и бронзу. Железо, известное им с начала Древнего царства, стало применяться только в греко-рим­скую эпоху.

В области декоративного искусства мы знаем медные сосуды прекрасной работы, относящиеся к I династии. От Древнего царства сохранились медные тазы.

Одним из самых интересных ранних бронзовых изде­лий является овальная жаровня с ажурным обрамлением, заключающим в себе надпись — имя фараона Хети.

Среднее и Новое царство оставили нам немало прекрас­ных образцов: церемониальные топоры с ажурным орна­ментом, изображающим людей или животных.

Среди предметов туалета заметное место принадлежит зеркалам, ручки которых выполнены в виде колонки или фигурки стоящей девушки. Эти изящные фигурки подво­дят нас непосредственно к рассмотрению бронзовых стату­эток, дошедших до нас в большом количестве.Замечательное мастерство египетских бронзовщиковдемонстрируют также статуэтки кошек. Лувр обладает выдающейся коллекцией изделий этого рода. Кошки изобра­жаются сидящими или лежащими в величественной позе, некоторые из них словно ждут почестей. Природная грация животных передана с редким умением.


Заключение

Если проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие выводы.

Ведущим искусством Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее число архитектурных построек было связано с заупокойным культом.

Наряду с архитектурой успешно развивалась скульптура, живопись, и искусство рельефа

Несмотря на ранний период формирования культуры Египта, она содержит в себе много удивительных догадок, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, архитектуры, строительства, литературы и других знаний.


Список литературы

1. Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000.

3. Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова.– Ростов – на - Дону: “Феникс”, 2001.

4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.