Смекни!
smekni.com

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии (стр. 2 из 4)

В византийской церковной архитектуре с 9 в. утверждается новый тип крестово-купольного храма, воплощенного впервые в базилике Василия Македонянина в Константинополе[8]. Типичными памятниками крестово-купольного храма являются церкви Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и св. Феодора в Афинах. Рациональность конструк­тивной системы, способствовала распростране­нию этого типа храма за пределами Византии.

В 9 в. складывается законченная каноническая система церковной росписи. В живопись проникает идея иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным и т. д.

Во второй половине 11—12 вв. утверждается торжест­венный византийский стиль. Самым классическим произведением византийской живописи этого периода являются мозаики монастыря Дафни (близ Афин).

Шедевр византийской живописи первой половины 12 в.— икона сто­личной школы Владимирская богоматерь, иконографиче­ского типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).

Последний расцвет византийское искусство переживает в 13—14 вв. Наиболее ярко новые тенденции проявились в живописи, в мозаиках и фресках Кахрие-Джами в Константинополе. Повествовательный стиль циклов, посвященных жизни Христа и богоматери, продолжает традицию столичной школы живописи, но бого­словская догматика уступает место драматическому переживанию еван­гельской легенды.

Тысячелетнее существование Византии сыграло большую роль в исто­рии мировой культуры. Здесь были созданы типы монументальных церков­ных зданий с декоративными циклами, распространившимися в средневе­ковом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. Ис­торическая миссия Византии заключалась и в том, что она своеобразно развила и передала последующим векам античную традицию, обогатив ее новыми открытиями. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, бол­гарские, сербские, грузинские, армянские зодчие и живописцы.

3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности[9].

Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый, период раннего Возрождения.

Масштабы величайшего расцвета итальянского ренессанса особенно поразительны по контрасту с небольшими территориальными размерами тех городов-государств, где зародилась и пережила свой высокий подъем культура этого времени[10].

Во Флоренции написал свою «Божественную комедию» Данте, здесь сформировалось могучее дapoвание родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266—1337). Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи.

Родоначальником ренессансной архитектуры бил Филиппе Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Впервые в западноевропейском зод­честве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, «вздымающегося к небесам» и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Воз­рождения.

Следующим этапом в развитии ренессансной архитек­туры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472), энцикло­педиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»).

Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 в. завершает палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.), Бенедетто да Майано (1442—1497).

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоя­тельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифоло­гии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета. Создаются конные статуи, украшающие площади городов.

В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1381—1455). Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял первое место на конкурсе 1401 г. на двери баптистерия, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции. «Врата рая»— назвал их Микеланджело.

Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (1386—1466). Его рукам принадлежит мраморная статуя Георгия. Закованный в доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуар­ного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения,— Давид (1430).

Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Воз­рождения. Художники 15 в. вступают на путь реализма. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись.

Реформатором в живописи стал флорентинец Мазаччо (1401—1428). С наибольшей наглядностью его искания проявились в фресках капел­лы Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая».

Значительный интерес к пробле­мам колорита отличал творчество Доменико Венециано (1410—1461), уроженца Венеции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов»), несут отпечаток готической тради­ции.

Необычайной тонкости исполнения, очень сдер­жанных по колориту, светских по характеру произведений добивается Фра Филиппе Липпи (1406—1469), сменивший монашескую рясу на беспокойную профессию бродячего художника. В нежных лиричных образах —«Мадонна с мла­денцем», «Мадонна под вуалью» он запечатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем.

Предпосылки для следующего этапа развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Здесь созревает своеобразная по утонченности культура. Воз­растающий интерес к деталям обстановки придает живописным компо­зициям черты жанровости. Суровая героика сменяется интимным повест­вованием. Фигуры людей приобретают большую стройность пропорции, становятся хрупкими и гибкими.

В живописи этого времени выделяется творчество Доменико Гирландайо (1449—1494). Традиционность его искусства выявляется в росписи церкви Оньиссанти «Тайная вечеря». Главное произведение Гирландайо — фрески церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из жизни

Черты утонченности и аристократической изысканности находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445—1510), одного из са­мых эмоциональных мастеров Возрождения. Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна», «Рождение Венеры».

Одним из характерных вырази­телей флорентийской культуры последней трети 15 в. был скульптор и живописец Андреа Верроккьо (1435—1488). Его бронзовая статуя «Давид» олицетворяет изящество и утонченную грацию хрупкого юноши, облаченного в нарядные воинские доспехи.

Главным представителем ренессансной живописи Се­верной Италии был Андреа Мантенья. Он был не только живописцем и рисовальщиком, но ученым, тео­ретиком, археологом, одним из лучших знатоков античности.

В росписях Мантенья дал новые иллюзорные приемы построения пространства, неожиданные ракурсы и аспекты изображения. Монументальные фрески Мантеньи украшают капеллу Оветари при церкви Эремитани в Падуе (1449—1455) в «Шествии св. Иакова па казнь».

Талантливым художником был Джованни Беллини (1430—1516). Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной компози­цией, колористическим богатством, величественностью и ясной просвет­ленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.

Искусство Высокого Возрождения приходится на первые три десяти­летия 16 в. Это был век глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. На основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы[11].

Именно в это время раскрываются силы народа, вступаю­щего в борьбу за республиканскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об этом свидетельст­вуют архитектурные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер, сведенные в единый мону­ментальный комплекс по проекту Браманте.

Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с сим­метричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли рас­пространение в сооружениях многих итальянских зодчих.

К середине 16 в. Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ордеров» Джакомо Виньолы н «Четыре книги по архитектуре» Андреа Палладио. В это время рождаются черты академизма и канонизации основ рим­ской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру барокко.

Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практи­ка-строителя второй поливины 16 в. Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры, двор­цов и вилл.

Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519), ге­ний, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в ис­кусстве. Леонардо воплощал собой новый тип ху­дожника — ученого, мыслителя, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта.