В искусстве этого времени первенство принадлежит литературе и театру, расцвет которых начинается в середине столетия[16]. Он связан, в 1-ю очередь, с деятельностью Карло Гольдони – реформатора итальянского театра, автора блистательных реалистических комедий, Карло Гоцци, возродившего народную комедию масок и Витторио Альфиери – поэта и драматурга, трагедии которого были проникнуты идеями патриотизма и гражданственности.
Итальянская опера достигает высокого уровня в творчестве выдающихся композиторов Джованни Батиста Перголези и Доменико Чимарозы[17].
5. Итальянское искусство периода новой и новейшей истории.
В эпоху конца XIX – начала ХХ в. живопись переживает глубокий кризис, но архитектура получает все более благоприятные условия. Общественный характер производства, бурный рост техники, потребность населения в жилье вызывают насущную необходимость решения проблем градостроительства.
Зодчество, в отличие от живописи, является видом искусства, неразрывно связанным с материальным производством, с техникой, с удовлетворением практических запросов общества.
На смену эклектизму 19 в. приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов. В 1890-1900 гг. в результате применения новых материалов и технических изобретений сложилось направление, получившее название «стиль модерн». Создатели стиля, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т.д., с другой стороны – у архитекторов появилась тяга к поверхностному декоративизму. Извилистые узоры металлических переплетов, перил, балконных ограждений, изгибы кровли, стилизованный орнамент нередко сочетались с переработанными формами исторических стилей прошлого. Но модерн, оказав временно большое влияние на декоративное и прикладное искусство, не создал новой художественно-архитектурной системы.
Ведущее место в живописи 19-29 веков занимала Франция. Италия, как европейское государство, во многом следует законодательнице мод.
Официально признанным направлением в искусстве этого времени является салонно-академическое. На выставках вниманию публики предлагаются академические портреты, изображения нагих красавиц, жанровые картины, исторические сцены. Натуралистическое правдоподобие все более уступает в академизме модернизованным формам.
Первым художественным течением ХХ в., начавшим последовательный отход от принципов реализма, был фовизм (субъективное видение мира). Ему на смену пришел кубизм (открыто формалистическое течение, утверждавшее, что в основе натуры лежат простые стереометрические объемы – шар, цилиндр, конус, куб).
Футуризм - стремление к раздроблению и искажению реального мира, к растворению его форм и хаотической динамике ритмов. Наиболее яркое выражение футуризм нашел в Италии в творчестве Д. Балла и К. Карра, авторов беспокойно хаотичных композиций. Лидером футуристов в Италии был писатель Маринетти, ставший в последствии фашистом.
Заметным явлением в итальянском искусстве стал экспрессионизм. В его сущности лежали две тенденции. С одной стороны, в нем выразился ужас и отчаяние народа перед трагическими противоречиями жизни. С другой стороны – это был протест против несправедливости.
Через экспрессионизм в Италии прошли Гуттузо, Нерви Вителлоцци. К работам Гуттузо относятся: «Девушка, поющая «Интернационал», «Битва у моста Аммиральо», «Рокко с патефоном», «Спагетти»[18].
Распад реалистического искусства меньше всего коснулся скульптуры. В монументальных памятниках, рассчитанных на массового зрителя, реалистический метод сохранялся в течение ХХ века.
Ярким представителем итальянской скульптуры данного периода является Джакомо Манцу. Его руке принадлежат скульптурные портреты и поэтичные статуи «Голова Инге», «Мать с ребенком», «Танцовщица», «Врата смерти»[19].
В ХХ веке наука (З. Фрейд) провозглашает первичность подсознательных сфер жизни. Кризисные настроения выражаются в искусстве течениями абстракционизма и сюрреализма. Деятельность художников в этот период привела к исчезновению образной основы.
Вторая половина ХХ века рождает течение неореализм. Основным его содержанием является жизнь народа, простого человека, изображенного с индивидуальными чертами внешнего облика и душевного склада.
К концу ХХ – началу ХХI столетия итальянское искусство окончательно растворилось в общеевропейском искусстве, подчиняясь его модам и течениям. Признанное лидерство страны сохраняется в области театра (прежде всего – итальянская опера) и отчасти в области эстрады, киноискусства (Фредерико Феллини и др.).
Искусство любого государства неотделимо от его истории, политики, экономики и других сфер, касающихся общества. Процветающая страна, как правило, порождает гениев, и эти гении еще более способствуют укреплению могущества своей державы.
Итальянская цивилизация – одна из древнейших на европейском континенте. И неудивительно, что именно на Апеннинском полуострове зародилась и прошла долгий путь совершенствования та культура, которая до сих пор поражает высотой своей духовности, до сих пор является нераскрытой тайной.
Наследие итальянского искусства в мире весьма богато. Взоры туристов покоряют величественные храмы, фрески церквей, скульптурные композиции. В картинных галереях и музеях хранятся бесценные произведения художников. В театрах современные мастера исполняют оперы, созданные сотни лет тому назад.
Православное христианство берет свои начала в византийской культуре. Вся история нашей духовности, начиная от Древней Руси и заканчивая нынешней эпохой, неразрывно связана с искусством Рима, Византии, Италии.
Сегодняшний упадок культуры Италии есть отражение общей тенденции снижения нравственности и торжества цинизма в мире. Технократический путь развития человечества поставил материальные потребности и материальные интересы людей выше духовных. При этом, создавая комфорт своей плоти, человек губит свою душу.
Особенно очевиден регресс в странах, переживающих общий кризис развития, к числу которых относится и Россия. И невольно встает вопрос: какой путь развития верен: от духовности к материальному благополучию – или наоборот? У нас о душе подумать некогда…
Список использованной литературы.
1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: «Радуга», 1990. – 239с.
2. Гомбрих Эрнст. История искусства. – М., 1998. – 688с.
3. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Искусство», 1971. – 360с.
4. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Изобр. искусство», 1983. – 488с.
5. Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. – М.: Наука, 1997. – 265с.
6. История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. – М.: «Изобр. искусство», 1988. – 512с.
7. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М.: «Изобр. искусство», 1979. – 384с.
8. История искусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г. Нессельштрауса. – М.: «Изобраз. искусство», 1982. – 664с.
9. История искусств: Италия, Испания, Фландрия / Под ред. Е.И. Роттенберга. – М.: «Искусство», 1988. – 280с.
10. Карл Верман. История искусства всех времен и народов. – М.: АСТ, 2001. – 944с.
11. Роттенберг Е.И. Искусство Италии. – М.: «Искусство», 1974. – 216с.
[1] История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Изобр. искусство», 1983. – С.63.
[2] Карл Верман. История искусства всех времен и народов. – М.: АСТ, 2001. – С.604.
[3] История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М.: «Изобр. искусство», 1979. – С.161.
[4] Карл Верман. История искусства всех времен и народов. – М.: АСТ, 2001. – С.627.
[5] История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М.: «Изобр. искусство», 1979. – С.162.
[6] История искусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г. Нессельштрауса. – М.: «Изобраз. искусство», 1982. – С.11.
[7] История искусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г. Нессельштрауса. – М.: «Изобраз. искусство», 1982. – С.11.
[8] История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Искусство», 1971. – С.82.
[9] Роттенберг Е.И. Искусство Италии. – М.: «Искусство», 1974. – С.5.
[10] Роттенберг Е.И. Искусство Италии. – М.: «Искусство», 1974. – С.5.
[11] Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: «Радуга», 1990. – С.7.
[12] Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. – М.: Наука, 1997. – С.77.
[13] Роттенберг Е.И. Искусство Италии. – М.: «Искусство», 1974. – С.5.
[14] История искусств: Италия, Испания, Фландрия / Под ред. Е.И. Роттенберга. – М.: «Искусство», 1988. – С.9.
[15] История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. – М.: «Изобр. искусство», 1988. – С.15.
[16] История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. – М.: «Изобр. искусство», 1988. – С.137.
[17] История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. – М.: «Изобр. искусство», 1988. – С.137.
[18] История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Искусство», 1971. – С.338.
[19] История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Искусство», 1971. – С.339.