Большинство греческих скульптурных произведений известно по римским копиям, которые дают нам лишь отдаленное представление о шедеврах, не передавая красоты оригинала. Материал, из которого создавались греческие шедевры - не белый, а желтоватый мрамор, который светился изнутри, поэтому не случайно скульптуры словно дышали и воспринимались как живые. Античные статуи были столь прекрасны, что были случаи, когда юноши влюблялись в статуи обнаженной Афродиты, Венеры и других греческих богинь. Известно, что при изготовлении статуй богов древнегреческим скульпторам позировали натурщицы и натурщики. Так, Фидию при его работе над Зевсом Олимпийским служил его помощник Калос, Пракситель ваял Афродиту со своей любовницы, а известная античная гетера служила многим живописцам натурой для Венеры. Греки идеализировали выполненные с натуры произведения искусства, поклоняясь чувственным статуям, подражающим оригиналу. Особое значение имели культовые статуи античных богов, которые помещались в храмах или перед ними, а также на площадях и улицах городов. Статуи богов считались священными, и перед ними совершались жертвоприношения. Пластическое искусство в Древней Греции более других способствовало утверждению культа античных богов, поэтому уже на заре своего становления христианство активно выступило против него,
Памятником золотого века античной культуры является Афинский Акрополь - большой продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города Афине (богине мудрости и труда). Комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом - с просторами Средиземного моря и голубыми силуэтами гор архипелага. Акрополь являлся одновременно и святилищем, и укреплением, и общественным центром, в нем хранилась государственная казна, помещалась библиотека и картинная галерея. Ежегодно в нем устраивались празднества в честь богини Афины. После конных и гимнастических состязаний, соревнований певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент праздника всенародное шествие в Акрополь: всадники на конях, воины в доспехах, государственные мужи, молодые атлеты, девушки и юноши несли жертвенных животных, везли модель священного корабля с прикрепленным к его мачте роскошным покрывалом, предназначенным в дар Афине. Праздник заканчивался всеобщим пиром на Акрополе. В центре всего ансамбля Акрополя на большой площади возвышалась бронзовая восьмиметровая статуя Афины, отлитая Фидием. Блеск ее копья отражали солнечные лучи, и он был виден далеко с моря, приветствуя приближающиеся корабли.
Самым большим сооружением Акрополя являлся Парфенон - сооружение, посвященное Афине-Парфенос (Афине-Деве). Гармоничный по своим пропорциям, из светлого мрамора, окруженный 46 колоннами (по 8 колонн на коротких сторонах и по 17 - на длинных), Парфенон создает образ чистоты и строгости. «Шествие» колонн напоминает шествие людей. Кверху колонны сужаются. Все скульптурное убранство Парфенона исполнялось по замыслу и под руководством скульптора Фидия и его учеников. Над восточным входом Парфенона, где находился алтарь, располагалась скульптурная группа, изображающая миф о рождении Афины из головы Зевса. Внутри храма находилась большая статуя Афины из слоновой кости и золота. На северном склоне холма несколько позднее (в конце IV в. до н.э. на рубеже зрелой и поздней классики) был построен другой храм - Эрехтейон.
4. Особенности античного искусства
Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период. Однако в греческом искусстве еще не было культа индивидуального, он возникнет позже - в эпоху эллинизма в Древнем Риме. А пока главенствовал эстетический идеал, основанный на обобщенном представлении о красоте человеческого тела, созвучного космосу, населенному богами. Человек у греков рассматривался в качестве микрокосмоса, созданного по аналогии с макрокосмосом. Поэтому и портрет в греческом искусстве был развит слабо, что вовсе не означает, что передача сложной гаммы человеческих чувств и переживаний грекам была чужда. Они решали эту задачу другими средствами и в других видах искусства (античный театр, литература, музыка и проч.) Это было время философов Платона и Аристотеля, драматургов - авторов великих трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида и других классиков античной культуры.
Что касается греческой скульптуры, то выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» и другие) и дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены. К этому периоду относятся известные статуи «Дискобол», «Мальчик, вынимающий занозу из пятки» и другие. Лица античных статуй классического периода похожи друг на друга, и лишь в IV в. до н.э. - в период поздней классики - искусство начинает тяготеть к большей конкретности и характерности образа.
В это время политическое могущество Афин пошатнулось, подорванное длительной войной со Спартой, что отразилось и на искусстве. Усиливаются и внутренние противоречия полиса, что та же ведет к нарушению гармонии и покоя, уступая место внутренней тревоге и драматичности создаваемых в это время образов искусстве. В скульптуре заметно меняется характер движений и поз. Эти тенденции заметно обнаруживают себя в пластическом искусстве у скульпторов - Праксителя и Скопаса. Если в архаический период предпочтение отдавалось прямым фигурам, то в эпоху зрелой классики появляются плавные движения, сохраняющие состояние устойчивости и внутреннего покоя, а уже в позднюю классику фигурам необходима какая-то внешняя точка опоры (так, «Раненая амазонка» опирается на полуколонну). Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, отдавая предпочтение красоте женского тела с ее плавными и мягкими переходами объемов, поэтому мужчины нередко имели у них женоподобный облик. И хотя подлинных произведений Праксителя почти не сохранилось, одни лишь римские копии, но дух егоискусства передает мелкая греческая пластика - танагрские глиняные статуэтки (в коллекции Эрмитажа), которые передают живу грацию, они мечтательны, задумчивы, ласковы и лукавы - все это характеризует искусство Праксителя. В отличие от него, Скопас был художником бури, страстным и порывистым, поэтому и движения созданных им скульптурных образов столь же порывисты и динамичны, как он сам. Его сцены битвы с амазонками передают упоение от боя, хмельной пыл сражения. Образ «Менады» предстает в буре диониссийской пляски, она напрягает все тело, выгибая торс и запрокидывая голову, уподобляясь натянутому луку.
Подобные образы раньше не встречались в греческом искусстве, которое отличалось гармонией чувств и тела, ясностью духа. Теперь в движениях скульптур передается буря чувств. Подобные изменения вызваны напряженной общественной атмосферой разложения и гибели греческой демократии. Этому положило начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную монархию, простирающуюся от Дуная до Индии. Воспитателем Александра был сам Аристотель, а придворным художником - Лисипп, явившийся последним великим скульптором поздней классики, создавшим известный пластический образ своего ученика в IV в. до н.э.
Однако несмотря на то что Александр был воспитан на лучших образцах античного искусства, захватив Персию и Египет, он стал насаждать культы восточных культур, провозгласив себя богом и потребовав, чтобы ему воздавались божественные почести в духе египетских фараонов: славили в гимнах, возносили его силу и мудрость. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Наступает эпоха эллинизма, когда под эгидой монархии объединяются две культуры - эллинская и восточная.
Но уже в III в. до н.э. единая держава, созданная Александром Македонским, распадается на несколько монархических государств, образовавшихся в Египте, Сирии и Малой Азии. Теперь античная культура эпохи эллинизма, в свою очередь, начинает влиять на культтуру Востока. Египетская скульптура своими чертами начинает напоминать греческую: она становится более демократичной, проявляет интерес к человеку. Центром античной культуры на Востоке становится новый город Египта- Александрия, в котором успешно развиваются философия и точные науки. В Александрии жили и совершили свои великие открытия известные всему миру ученые Архимед и Евклид. А Аристарх Самосский за восемнадцать столетий до Коперника доказал вращение Земли вокруг Солнца.
5. Эпоха эллинизма
Эпохе эллинизма принадлежат такие великие шедевры греческой скульптуры, как Ника Самофракийская (конец IV в. до н.э.) и Афродита Милосская (II в. до н.э.). В обеих скульптурах воскрешается дух высокой классики, который не был характерен для того времени, когда большей частью создавались скульптуры более чувственные и порывистые. Если Афродита возвышенно спокойна, то Ника более динамична и эффектна. Когда-то Ника стояла на утесе на берегу моря, трубя в рог, обдуваемая ветрами и омываемая морской пеной. Сегодня ее подлинник хранится в Лувре, встречая посетителей на площадке широкой лестницы. Скульптура Ники Самофракийской сохранилась не полностью: она обезглавлена, без рук, с поломанными крыльями, и тем не менее она словно парит над окружающим ее пространством.