Искусство эллинизма уже далеко отстоит от канонов классического античного искусства: его формы утрачивают былую органичность, а композиции теряют свое равновесие. В эпоху эллинизма рождается новый культ - культ единоличного властелина, который был чужд греческому полису. Искусство начинает приобретать черты официального искусства, становится придворным искусством римских императоров. Эллинистические правители обожествляются и предстают в пластическом искусстве в образе греческих героев (Август, Цезарь и другие).
Постепенно содержанием искусства становится частная жизнь человека. Возрастает интерес к сугубо личным и индивидуальным переживаниям человеческой души, что заметно меняет и художественный язык. Греческий бог любви Эрот - великий и властный - теряет свои черты и превращается в шаловливого купидона. Образы Аполлона становятся томными и изнеженными. Развиваются мелкая пластика, парковая скульптура, носящая черты декоративности, широкий размах принимает градостроительство. Возрастает интерес к бытовым и жанровым сценам. Однако в целом искусство эллинизма не смогло превзойти классическую Грецию, оставаясь ее учеником.
6. Культура Рима
В недрах античной культуры параллельно с эллинизмом развивается культура Рима. Сначала Рим являлся небольшой олигархической республикой на берегах Тибра, а затем завоевал Италию и огромную территорию, простирающуюся по всему Средиземноморью. Падение Карфагена, по свидетельству историков, явилось переломным событием в истории античного мира - с этого момента Греция пала перед Римом. Однако, как писал Гораций, плененная Греция сумела победить своего «некультурного победителя». Если в области материальной культуры Рим шагнул намного дальше Греции, то в духовной сфере он не смог превзойти ее великую духовную культуру и «смиренно преклонил» перед ней свои колени.
Античные греческие каноны искусства были не просто механически усвоены Римом, но творчески им переработаны. Трудно представить себе римскую культуру без греческой - она впиталась в его плоть и кровь. Собственные художественные традиции Рима заметно уступали греческим. Римская мифология ассимилировала греческую и дала божествам другие имена: греческий Зевс становится у римлян Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом и т. д.
Пластические искусства римлян во многом также копируют греческие образцы, но на свой лад - в скульптурах больше внешней эффектности, чем подлинного величия, что в конечном итоге явилось отражением общественно-политической жизни властного Рима с его культом силы. Римские императоры нередко изображались в образе богов, что свидетельствовало о заимствовании также и египетских традиций. Однако со временем кризис Римской империи и власти привел к кризису в искусстве.
В то же время римское искусство подарило миру и свои шедевры. Безусловным явлением в художественной жизни эпохи Рима явились знаменитые фаюмские портреты (I – IV вв. н.э.), найденные в некрополях Фаюма, входившего в состав огромной Римской империи. Фаюмские портреты являются самыми ранними образцами станкового портрета в мировой живописи. Они были открыты сравнительно недавно – в 80-е годы XIX в. Написанные на небольших деревянных дощечках, портреты прекрасно сохранились, о чем свидетельствует их коллекция в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Подобно предшествовавшим им древнеегипетским погребальным маскам, фаюмские портреты носили преимущественно ритуальный характер. Однако если маски передавали условный образ портретируемого лица, то фаюмским портретам были свойственны черты индивидуальности, в них присутствовали также характерные этнические особенности. Пожалуй, ни одна из предшествовавших великих культур не смогла в столь реалистичной форме передать человеческий облик.
Фаюмские портреты, по-видимому, оказали влияние на развитие знаменитого римского портрета. В римских портретах не только натуралистически точно передаются черты внешнего облика известных римских императоров, но и психологические особенности их личности. Нередко за мужественными чертами лица римлян (волевым подбородком, жесткими складками у рта, массивным носом, внушительными надбровными дугами) угадывается усталость и внутренний надлом (например, бюст «Филипп Аравитянин» сер. III в. н.э.). Образ в римском скульптурном портрете заметно отличается от греческого своей индивидуальностью и интересом к внутренней жизни человека (напомним, что у греков он носил обобщенный характер и им был важен не столько портрет, сколько композиционное пластическое решение фигуры в целом, ее позы, жестов). Да и возраст портретируемого в Риме заметно возмужал по сравнению с юными греческими героями. Перед нами взрослые мужи - императоры, завоеватели народов с сильным и волевым характером, вкусившие радость побед и горечь разочарований и уже пресыщенные властью. Наступившая агония рабовладельческого строя предвещала начало конца великой Римской империи. Поэтому в пластическом искусстве этого периода отразилась нарочито подчеркнутая важность позы и театральность жестов императоров, стремящихся любыми способами удержать власть (например, статуя Августа конца I в. до н.э., театрально простирающего руку к войскам).
Необходимость поддержания престижа власти отразилась не только в пластическом искусстве, но также и в архитектуре. Помимо портретного искусства, Рим был знаменит своим зодчеством. Конечно, римская архитектура не может сравниться с греческой ни своим обаянием, ни совершенством и гармонией форм, но она значительно превзошла ее своей инженерно-строительной техникой. При строительстве храмов греки пользовались сравнительно простой балочной конструкцией, в то время как в Риме появляется конструкция сводов, заметно повлиявшая на развитие всей мировой архитектуры в более позднее время. Прежде всего это знаменитый тип базилики со сводчатым перекрытием, который в средние века становится столь распространенным и используется при строительстве христианских крестово-купольных церквей. Но первоначально тип базилики использовался в Риме в качестве светского сооружения преимущественно при строительстве многоярусных каменных мостов, триумфальных арок, которые стали воздвигать в честь военных побед. К I—II вв. н.э. относят строительство знаменитого Колизея, построенного в виде амфитеатра и вмещающего десятки тысяч зрителей, а также Пантеона - «храма всех богов», представляющего внушительных размеров купольную ротонду. В Пантеоне впервые зодчие сосредоточили внимание не столько на внешнем виде храма, сколько на его внутреннем убранстве.
Римскую архитектуру заметно отличало от греческой разнообразие форм и инженерных конструкций, применяемых при строительстве как культовых сооружений, так и светских. По свидетельству историков, в III-IV вв. н.э. Рим имел достаточно внушительный и роскошный вид благодаря разнообразным сооружениям - памятникам, дворцам, аркам, мостам.
Постепенно римское искусство, так же как и культура в целом, приходит в упадок. Античное пластическое искусство вырождается и на смену ему приходит средневековое, но именно портретное искусство долго не сдает своих позиций. Состояние кризиса в античном обществе заметно отразилось не только в искусстве, но и в философии того времени. Стоики проповедовали невозмутимость и спокойствие, покорность судьбе, отстаивали возможность самоубийства ввиду невозможности человека жить разумно и морально. Участие в общественной жизни государства допускалось, по их мнению, лишь в случае, если оно не вынуждало к безнравственным поступкам.
Список используемой литературы
1. Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М., 1993.
2. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура. – М., 1991.
3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998 г.
4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000.