Смекни!
smekni.com

Искусство и наука Ренессанса. Эпоха Возрождения и религия (стр. 3 из 3)

Поиски логического основания всего мира привели польского астронома Николая Коперника (1473—1543) к созданию новой астрономической (гелиоцентрической) системы. Интересно и то, что он не стремился к тому результату которого достиг. Он пытался выяснить лишь одно: почему праздник Пасхи приходится каждый год на другое число, тогда как день весеннего равноденствия — 21 марта (день, от которого отсчитывается первое воскресенье после новолуния) постоянен. Коперник применил чисто математические методы расчетов, на основании которых и возникла новая система. Гонениям со стороны церкви он не подвергся: во-первых, его модель была математической, а математика считалась королевой наук и входила в состав семи свободных искусств (и здесь мы сталкиваемся со слиянием художественного и научного мировосприятия), во-вторых, этот труд вышел в год его смерти (1543).

Страстность пронизывала как искусство, так и науку. “ На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте, с тем что два столетия спустя Спиноза назовет amorintellectualis… Здесь не было ни грана противопоставлений чувственных впечатлений логическому постижению” [290, с. 114]. И в науке человек, ученый, мыслитель выступает как целостный человек, ищущий столь же целостную картину мира. В эту эпоху возникает идея единства истины с красотой и добром, и только в этом случае познающий субъект обретает свободу.

И еще одно завоевание культуры эпохи Возрождения, воистину перевернувшее мир культуры, наложившее отпечаток на культуру всего мира, — это великое изобретение Иоганном Гутенбергом [между 1394—1399 (или 1406) — 1468] книгопечатания. В середине XV века в Майнце он напечатал Библию — первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром в ранней Европе. Нужно заметить, что разного рода попытки создать печатную книгу предпринимались в разных странах мира в разное время. Оттиски учения великого Конфуция, сделанные с каменных плит, на которых они высекались в Китае, гравировка текстов на дереве (ксилография) или на металле — все это было уже известно миру. Но Гутенберг использовал готовые металлические знаки — литеры, которые по образцу детских кубиков можно было легко собрать каждый раз, когда это необходимо, и изобрел простейший печатный станок по типу пресса. Все это позволило выпускать книги каким угодно (для тех времен значительным) тиражом, сделав книгу доступной более широким кругам населения. Виктор Гюго (1802—1885) в книге “Собор Парижской богоматери” назвал изобретение книгопечатания зародышем всех революции, поскольку мысль которая прежде выражалась большей частью устноили в символах искусства, “облекается в новую форму... В виде печатного слова мысль стала долговечной как никогда: она крылата, неуловима, неистребима”. Он говорил, что именно книгопечатание породило Рафаэля, Микеланджело и других титанов Возрождения что оно было почвой, на которой так бурно развилась Реформация: “До книгопечатания Реформация была бы лишь расколом; книгопечатание превратило ее в революцию. Уничтожьте печатный станок — и ересь обессилена”. И действительно, Лютер смог распространить свои знаменитые тезисы при помощи книгопечатания, перевод Библии на немецкий язык разошелся благодаря тому же.

За короткий срок своего существования книгопечатание стало практически единственной формой распространения знаний, оружием политической борьбы, многократно увеличило силу литературы в обществе, в значительной степени обусловило многие особенности пути культуры последующих эпох.

Таким образом, Ренессанс — время становления, развития и, во многом, реализации идеи человека как совершенного, всесторонне развитого, человека, который сам выбирает свой путь и во многом определяет его. Титаны Возрождения собственным жизненным путем каждый раз снова и снова доказывали это положение.

Эпоха Возрождения — великая эпоха потому, что она смогла разорвать постепенность человеческого развития, образовать новое качество человеческой истории, из собственных поисков и страданий высечь искру будущего: его разочарований и исканий, его новой науки и нового искусства, его идеалов и устремлений.


Использованная литература

1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.