Стремление уловить световое состояние изображаемой природной среды, стремление путем все более последовательного (начиная с середины 80-х гг.) применения принципа оптического смешения цвета повысить светоносность, солнечность картины и освободиться от «музейной черноты» имело в данном случае своей оборотной стороной утрату той пластической телесности, материальной весомости, которой обладала реалистическая живопись от Тициана до Делакруа и Курбе. На раннем этапе своего развития техника импрессионистов - отказ от черного цвета, переход к цветным теням (что действительно соответствует природе) - необычайно просветлила живопись, придавая пейзажам импрессионистов непосредственность, непредвзятую, правдиво- естественную «свежесть» видения, ощущения мгновенно схваченного впечатления.
Очень точно сущность импрессионизма отражена в высказывании Эдуарда Мане: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз» [6, с. 107].
И в этом отношении их искусство было новым словом в развитии реалистической живописной зоркости восприятия мира.
Заключение
Таким образом, новыми художественными средствами в творчестве импрессионистов стали следующие:
- работа чистым цветом без черного;
- работа беглыми мазками;
- этюдность работ;
- серийность работ;
- эмоциональность работ;
- нет края полотна;
- тематика – современная жизнь;
- работа на пленэре (на воздухе);
- исчезает глубина образа.
Импрессионизм как направление в изобразительном искусстве, оставил весьма значительный след в мировой культуре.
Буквально в течение полутора – двух десятков лет импрессионизм распространился по всему миру. Среди многочисленных его последователей – американец Д. Уистлер, немцы М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, итальянец Дж. Сегантини, русские живописцы К. А. Коровин, И. Э.Грабарь.
Присущий импрессионизму интерес к мгновенному движению, ускользающим впечатлениям, текучей форме восприняли и скульпторы – О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П.П. Трубецкой и А. С. Голубкина в России. Не осталась в стороне от влияния импрессионизма и музыка. Яркие представители этого направления К. Дебюсси, М. Равель расширили колористические средства музыкальной выразительности.
Созданные импрессионистами произведения искусства являются для нас и будущих поколений нетленными. Они стоят как бы вне времени, не устаревают и продолжают жить своей внутренней жизнью на продолжении существования человечества. Искусство вечно. Наверное, в этом наше счастье…
Список использованной литературы
1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., «Московский университет», 2000.
2. Богемская К.И. Искусство Франции 20 века. – М., 1997.
3. Власов В.А. Стили в искусстве: Словарь имен. – М., 2004.
4. Георгиевская Е. Б. Клод Моне. – М., 1988.
5. Гуревич П.С. Культурология: Учеб.-методическое пособие. – М., 1998.
6. Денвир Бернард. Импрессионисты: Художники и картины. М.: «Искусство», 1994.
7. Кулаков В. Клод Моне. – М., 1999.
8. Культурология / Под редакцией А.Н. Радугина. – М., 1997.
9. Паустовский К.С. О художниках. – М. «ИЗО», 2003.
10. Ревальд Дж. История импрессионизма. – М.: «Искусство», 1999.
11. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. – М., 1984.
12. Рейтерсвед О. Клод Моне: Сокр. пер. со швед. – М., 1985.
13. Сборник картин «Французская живопись конца 19 начала 20 века». – М., 2006.
14. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. – М., 1991.